Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Василий Верещагин: «Казалось, мир мне будет мал»

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась крупномасштабная выставка  русского художника Василия Васильевича Верещагина.


Василий Верещагин - живописец, путешественник, философ, прекрасный литератор, по некоторым данным еще и разведчик (но это не точно).  За 61 год свой жизни он побывал в различных местах земного шара - Средняя Азия, Балканы, Китай, Индия, Палестина, Япония, Европа и Соединенные Штаты. «Казалось, мир мне будет мал» – сказал Василий Верещагин в одном из своих стихотворений задолго до Джеймса Бонда (помните - «И целого мира мало». Впрочем, и то и другое, это вариации на тему - «orbis non sufficit»)

Верещагин побывал во многих сражениях фактически в роли фронтового корреспондента, видел горе, нищету, смерть. Боевое крещение принял в Самарканде, когда с русскими солдатами попал в осаду.
« Во время  осады Самаркандской цитадели скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го Июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и, кинувшись на орудия, успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели». За храбрость, проявленную при защите Самаркандской крепости от воинов бухарского эмира, художник был награжден орденом Святого Георгия 4-го класса.
 Ему был интересен Восток, отсюда одна из самых известных серий его работ – «Туркестанская».

Однажды, Павел Третьяков, потрясенный масштабом его работ, выкупил сразу  250 полотен. Верещагин говорил, что больше всего в жизни он любит писать солнце, но ужасы войны,  которые всю жизнь его преследовали, побуждали обращаться к мрачным сюжетам. Показывал войну не парадную, и эту изнанку войны многие не принимали и критиковали.
Его современницы от переизбытка чувств  падали в обморок на его выставках.  Великий Князь Александр Александрович (впоследствии император Александр III), сказал о художнике: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию, и можно заключить одно, или Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

Художник в своих работах открывает Индию и Палестину, он и искусный портретист. Но главная тема творчества – смерть. Картина «Распятие на кресте у римлян» выставляется вообще впервые в России. До недавнего времени она принадлежала Бруклинскому музею, но была выкуплена на аукционе в частное собрание.

«Для кого-то он рушит все основы, для кого-то реалист, для кого-то символист и мистик - он и такой, и такой - он самый разный», - сказала Зельфира Трегулова  (директор Третьяковской галереи) на открытии выставки.
Всего на выставке около пятисот работ. Экспонаты из 20 музеев и четырех частных коллекций. Картины выставляются сериями, по его военным походам и путешествиям. Самые известные из них — туркестанская, балканская, индийская и русский север.
Последние его работы принадлежат к  японской серии.
 Он погиб 13 апреля (31 марта) 1904 года вместе с адмиралом С.Макаровым при подрыве на японской мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Выставка продлится до 15 июля.

Далее  картинки с выставки и краткие истории нескольких шедевров Верещагина. Репродукции взяты из сети.
Collapse )
15. Когда уходил было около 13 часов.
На фото - общая очередь (Вход 1). Еще есть: Вход 2 - для посетителей с билетами и Вход 3 - для "Друзей третьяковки" и для лиц с правом внеочередного прохода

Весенняя Ладья. Картинки с ярмарки

DSC_5161-1.jpg
Вчера заскочил на выставку-ярмарку «Ладья-2018». Это 24-я  по счету выставка, она проходит два раза в год. Организована   ассоциацией «Народные художественные промыслы России».
На выставке около 250 организаций, деятельность которых связана с народными промыслами, они приехали  из 64 регионов России. Первый раз оказался на этой выставке, хотя  мои друзья уже не раз здесь побывали. Список товаров выставки-ярмарки огромен. Здесь представлены: торжокское золотое шитье;  елецкое и вологодское кружево; вышивки с орнаментами, традиционными для разных регионов страны; расписные подносы и резные иконы; гжельский фарфор и псковская керамика и многое другое. Цены, на мой взгляд, в пределах разумного. Участников много и между ними очень большая конкуренция. Посетителей, несмотря на середину рабочего дня, тоже было много. Очень много пенсионеров, которые не только смотрят, но и активно покупают. Продавцы неназойливые. Спросишь – все расскажут, но не пристают. Можно и поторговаться. Для льготников вход бесплатный, а так 200 руб.
  Не понравилась работа самого «Экспоцентра», в котором проходит ярмарка. Попасть из метро «Выставочная» кратчайшим путем нельзя, надо идти к северному входу, а потом, плутать в поисках. Охранники наглые, хамовитые, не знают уже чем заняться.  Такое впечатление, что ты сюда пришел милостыню просить.
Привык, что на книжных выставках и в книжных магазинах охранники воспитанные и культурные.
А так, в целом понравилось. Два часа пролетели незаметно, пока сориентируешься и все посмотришь.

Фотографировал наугад, прежде всего то, что в глаза бросается.

Collapse )

23 ноября Международный День акварели

 23 ноября отмечается Международный день акварели. Инициатором учреждения праздника стал мексиканский художник Альфредо Гуати Рохо ( Alfredo Guati Rojo, 1918-2003).
Именно он, будучи выдающимся художником-акварелистом, а также убеждённым в том, что акварель способна не хуже живописи маслом передавать красоту мира, в 1991 году предложил ежегодно 23 ноября проводить Международный день акварели.
Во многом благодаря его усилиям  во второй половине 20 века возрождается интерес к акварели. Сам Альфредо Гуати Рохо первым основал Общество акварелистов Мексики, Музей акварели, а затем способствовал распространению подобных обществ в других странах.

Пользуюсь случаем повторю свой пост от 04 мая 2017 - Выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки» . Часть 3
Предыдущие посты о выставке Часть 1 и Часть 2

На выставке в Манеже, которая проходила в апреле-мае,  Сергей Андрияка проводил мастер-классы с посетителями. Продолжительность такого мастер-класса  примерно 3 часа.
DSC_1254.jpg

Collapse )

Выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки» . Часть 3

Предыдущие посты о выставке Часть 1 и Часть 2

На выставке в Манеже Сергей Андрияка проводил мастер-классы с посетителями. Продолжительность такого мастер-класса  примерно 3 часа.
DSC_1254.jpg

Collapse )

Выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки» . Часть 2

 Начало( Часть1 ) можно посмотреть здесь
Во второй части представлены работы педагогов и учеников Академии и школы акварели
Про учеников можно посмотреть мой пост "Юные дарования школы акварели Сергея Андрияки"

DSC_1402.jpg
Collapse )

Выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки» . Часть 1

Кто куда 1 мая , а я отправился на выставку.

С 6 апреля по 5 мая 2017 года в ЦВЗ «Манеж» (Манежная пл., д.1) проходит выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки», посвященная 5-летию Академии. Выставка проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы.

Из анонса к выставке:
"Впервые в России демонстрируется система непрерывного художественного образования от младшего школьного возраста  до высшей ступени обучения, автором и основателем которой является народный художник Российской Федерации Сергей Андрияка. На выставке будут представлены произведения Сергея Андрияки, художников-педагогов, учебные работы студентов и учащихся Академии, учащихся Школы акварели, а также работы одаренных детей Образовательного центра «Сириус», в котором преподают художники-педагоги Академии.
В юбилейную экспозицию вошли более 4000 экспонатов, выполненных в различных техниках и видах искусства – рисунок, акварель, масляная и темперная живопись, пастель, анималистическая скульптура, витраж, мозаика, керамика, фарфор, роспись по керамике и фарфору, ювелирные изделия, миниатюра, книжная иллюстрация, гончарное искусство и другие.
Сергей Андрияка известен в России как мастер классической многослойной акварели, чьи произведения отличаются монументальностью. Параллельно с творчеством Сергей Андрияка занимается педагогической деятельностью. Художник разработал и внедрил эффективную методику обучения детей и взрослых художественному мастерству. Каждый преподаватель Школы и Академии – самостоятельный, активно работающий художник, участник многих выставок, различных творческих программ в России и за рубежом. Учебные работы студентов и учащихся в подобном масштабе выставляются впервые и поражают своим мастерством, многообразием тем и сюжетов.
Выставка имеет широкую социальную направленность: ежедневные пробные уроки, экскурсии, концертные программы для детей-сирот и людей с ограниченными возможностями.
У посетителей выставки имеют уникальный шанс насладиться произведениями современного традиционного реалистического искусства, познакомиться с системой непрерывного художественного образования и лично поучаствовать в процессе создания работ".

В выходные дни и  1 мая,Сергей Андрияка проводил мастер-классы и встречи с посетителями, в рамках которых любой желающий мог задать вопрос и получить автограф знаменитого художника (об этом подробнее в третьей части)

DSC_1248.jpg
Мастер на сцене за работой

Collapse )

Музей русского импрессионизма. Часть 4. Десерт

Первые три части о Музее русского импрессионизма, который я посетил недавно, можно посмотреть здесь:
Музей русского импрессионизма. Часть 1. Основная экспозиция,
Музей русского импрессионизма. Часть 2. Основная экспозиция,
Музей русского импрессионизма. Часть 3. Армянский импрессионизм.

Здание Музея находится на территории культурно-делового центра "Большевик"- это бывшая кондитерская фабрика, которую в начале 2000-х вынесли за пределы Москвы. Но кондитерский магазин по прежнему функционирует. В магазине представлена продукция , так называемого Венского цеха, который, видимо, продолжает  традициии кондитерской фабрики "Большевик"

Главное здание комплекса


А далее про кондитерский магазин
Collapse )

Музей русского импрессионизма. Часть 3. Армянский импрессионизм.

Начало знакомства с Музеем русского импрессионизма  - Часть 1 и Часть 2

Вплоть до 4 июня в Музее русского импрессионизма демонстрируются произведения из собрания Национальной галереи Армении и Музея русского искусства Еревана. В экспозицию «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа» вошли 58 работ более 20 армянских художников-импрессионистов.
Среди живописных полотен посетители смогут увидеть работы такого всемирно признанного мастера, как Мартирос Сарьян. Великий армянский художник был учеником Валентина Серова и Константина Коровина, однокурсником Кузьмы Петрова-Водкина. Также на выставке будут представлены неизвестные широкой публике авторы, чьи работы по красоте не уступают картинам Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Клода Моне и других. Это работы Егише Тадевосяна – ключевой фигуры для армянского искусства. Егише Тадевосян принимал активное участие в Товариществе передвижных художественных выставок и объединении «Мир искусства», дружил с Василием Поленовым, Михаилом Врубелем. Также среди художников стоит выделить Седрака Аракеляна, тонкого и лиричного живописца, у которого яркий колорит сочетается с мягкой моделировкой объемов, и Ваграма Гайфеджяна, работавшего совместно с Константином Коровиным над оформлением спектаклей в Большом театре.
Армянский импрессионизм как самобытное явление сформировался на рубеже XIX–XX веков под влиянием родоначальников направления – французских художников, переняв их уникальную манеру обращаться к изображению мгновений, будто бы выхваченных из реальной человеческой жизни; вслед за великими учителями они передавали ощущение света, как бы растворяя в нем привычные очертания предметов и форм. Их живой, вибрирующий мазок, выбор тем были призваны прославлять и воспевать все живое. Немаловажную роль в развитии армянского искусства сыграли и русские художники. Многие армяне учились в Москве и Санкт-Петербурге у ведущих мастеров своего времени – Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.
Исключительным армянский импрессионизм делает приверженность многовековым национальным культурным традициям, красота родной земли, улочек армянских городов и деревень. Традиционная армянская кухня и знаменитый армянский коньяк, пронзительные полотна Аршиля Горки и кинофрески Сергея Параджанова – то, чем славится Армения во всем мире.  Музей русского импрессионизма представляет малоизвестную страницу – творчество армянских художников-импрессионистов, впитавших лучшее в Москве и Париже. Директор музея Юлия Петрова считает важным знакомить зрителей с традициями импрессионизма разных школ: «Год назад, открыв музей, мы заявили о феномене русского импрессионизма и настаиваем на том, что это течение существовало не только в границах Франции. Поэтому очень важно для нас рассказывать о развитии импрессионизма в искусстве разных стран – это часть нашей программы. Армянский импрессионизм, с которым мы познакомились не так давно, оказался абсолютно европейским искусством. Думаю, что такой Армении наши посетители и не видели, и не ожидали увидеть. Мы покажем нежную живопись, дающую ощущение легкости, воздуха, простора, покоя, умиротворения».

Мартирос Сарьян. Домик в саду.1935. 54.5х73

В рамках партнерства с армянскими музеями постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма пополнилась четырьмя шедеврами русского искусства – произведениями Аристарха Лентулова, Алексея Кравченко, Александра Куприна и Натальи Гончаровой, которые останутся в Москве до 4 июня. Эти полотна принадлежат Музею русского искусства, основанному в 1979 году профессором Арамом Яковлевичем Абрамяном.
К открытию выставки  издан иллюстрированный каталог: помимо статей об армянском импрессионизме как художественном явлении, в него войдут биографические эссе о представленных в экспозиции мастерах и интересные факты об их произведениях. Запланирована масштабная образовательная программа: лекции, тематические дискуссии, музыкальные вечера и экскурсии.
Collapse )

Музей русского импрессионизма. Часть 1. Основная экспозиция


Недавно посетил Музей русского импрессионизма ( Москва, Ленинградский пр. 15, стр.11).
Снимал на мобильник, "качество" соответствующее, поэтому для лучшего восприятия  использованы фотографии картин в хорошем разрешении с сайта Музея.

Здание Музея
Здание на территории культурно-делового комплекса «Большевик», где сегодня располагается Музей русского импрессионизма, предназначалось для хранения муки и сахара. Постройка 60-х годов XX века заметно выделялась из общего архитектурного ансамбля, спроектированного французом Оскаром Дидио в конце XIX века. Исторические здания фабрики были возведены по заказу сыновей кондитера Сиу, тоже француза по происхождению. Место под постройку – участок на Петербургском шоссе, сыновья приобрели у московской купчихи. «Новое образцовое производство» создавалось и строилось по последнему слову техники.
Открытие состоялось в 1884 году. Фабрика была оснащена мощнейшими паровыми, газогенераторными и нефтяными двигателями. А кондитеры первыми в Москве узнали, что это такое – работать при электрическом свете. Посмотреть на «невидаль» – искусственное освещение в цехах – собирался весь город. Фабрика выпускала конфеты, мармелад, пастилу, пирожные, драже с ликером, мороженое, пряники и варенье. После революции, в 1918 году, она была национализирована. В 1920-х годах фабрика №3 получила название «Большевик». В 60-х годах «Большевик» считался одной из крупнейших фабрик в Европе. Здание мукомольного склада на ее территории сообщалось с соседними цехами длинными трубами, через которые под давлением на производство подавалась мука. Во время перестройки производство пришло в упадок.
В начале 2000-х кондитерскую фабрику было решено вывести за пределы Москвы. Так и здание хранилища муки и сахара потеряло свою основную функцию.
В 2012 году за проект реставрации и превращения бывшего мукомольного склада необычной формы – цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше – в современный музей взялось британское архитектурное бюро John McAslan + Partners.


Сегодня комплекс «Большевик» сохранил не только свое «революционное» название, но и исторический облик. Проект по превращению бывшего промышленного пространства в суперсовременный, уютный, светлый и комфортный культурно-деловой центр вписался в общую архитектурную концепцию градостроительной политики Москвы. А главное украшение «Большевика» – Музей русского импрессионизма.
Известные лондонские архитекторы, специалисты в области консервации, реставрации и реновации исторических зданий, авторы проекта обновления знаменитого лондонского вокзала King's Cross, решили сохранить цилиндрическую форму хранилища муки, но придать зданию будущего музея вид современного арт-объекта. Проект реставрации возглавил директор бюро John McAslan + Partners архитектор Эйдан Поттер (Aidan Potter). Он «заковал» кирпичную постройку в блестящий перфорированный металл, сделал внутренние перекрытия, разбив здание на пять этажей. В итоге продовольственный склад превратился в настоящий музейный комплекс. В нем с легкостью разместились три выставочных зала общей площадью 1 000 кв.м.

Collapse )

Музей русского импрессионизма. Часть 2. Основная экспозиция

Начало здесь

Недавно посетил Музей русского импрессионизма ( Москва, Ленинградский пр. 15, стр.11).
Снимал на мобильник, "качество" соответствующее, поэтому для лучшего восприятия  использованы фотографии картин в хорошем разрешении с сайта Музея.

В постоянной экспозиции Музея собрана вся история русского импрессионизма. Само понятие «русский импрессионизм» до сих пор вызывает жаркие споры. Импрессионизму в России не повезло. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. А после революции так и вообще оказался «вне системы». Но несмотря ни на что, многие художники и до, и после политического переворота в стране, продолжали творить в импрессионистической стилистике, продолжали экспериментировать на своих полотнах со светом, цветом, стремились передать настроение, эмоцию, уловить тончайшие воздушные вибрации. Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня. Потому постоянная экспозиция Музея охватывает значительный период времени: от картин мастеров, заложивших основы импрессионистической стилистике в нашей стране, до работ известных всему миру современных художников.
Collapse )