Вениамин Смехов и его книга «Здравствуй, однако…»

29 марта в книжном магазине «Москва» Вениамин Смехов представил свою книгу «Здравствуй, однако… Воспоминания о Владимире Высоцком».


Вениамин Борисович Смехов (род. 10 августа 1940) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр телеспектаклей и документального кино, сценарист, литератор.

Вениамин Смехов открыл вечер  стихотворением:

Всю Россию до границы
 Царь наш кровью затопил,
 А жену свою - царицу
 Колька Гришке уступил.

 За нескладуху-неладуху -
 Сочинителю по уху!
 Сочинитель - это я,
 А часового бить нельзя!


И добавил: "Вот так скромно звучат стихи Владимира Семеновича Высоцкого в спектакле «10 дней, которые потрясли мир» и это было вроде бы давно, а стихи живут и  будут продолжаться так или иначе. Очень серьезные и очень глумливые по отношению к диктатуре".


1.

Вениамин Смехов сказал, что ему повезло больше других.  «Мы 16 лет были соседями по гримерке в Театре на Таганке»…«Володя переодевался в Гамлета, а я переодевался в короля Клавдия, и мы с ним перед началом почти каждого спектакля договаривались пораньше друг друга укокошить, чтобы спектакль сократили и чтобы мы поехали домой».

2.

На переплете расположены фотографии и письмо Вениамину Смехову от Владимира  Высоцкого и Валерия Золотухина, которое они прислали ему в 1968г. со  съемок фильма «Хозяин Тайги». Милиционера в этом фильме играл Золотухин, а «харизматичного бандита» - Высоцкий.

[вся обложка книги]

Разламывать книгу, чтобы сфотографировать, я не стал, поэтому именно это фото отсюда


3. Вениамин Смехов великолепно прочитал все письмо с интонацией и по ролям.

" Высоцкий. Здравствуй, однако! Венька! Мы тут думали-думали и решили: надо Веньке написать все как есть. Без экивоков и без… Золотухин в данный момент возлежит на раскладушке, благодушный и похмельный. А я с завистью гляжу на него и думаю. «Эх! – думаю я. – Нет среди нас Веньки и баб. А жаль!»

Я ведь, Венька, в Москве был. Красиво там, богато, многолюдно. Но где ни шастал я, а тебя не встретил. Был на сельхозвыставке и… всяко. Таперя снова тут. Живем мы в хате, построенной на месте сгоревшей тоже хаты. Есть у нас раскладушки, стол и бардак, устроенный Золотухиным. Как истый деревенский житель, он живет себе и в ус не дует и поплевывает на грязь, неудобства, навоз и свинцовые мерзости деревенской жизни. А я умираю. Во дворе у нас живет свинья с выводком. Иногда она заходит к Золотухину на огонек и чувствует себя очень уютно. Сортир у нас порос картофелем, и мы туда не ходим.

Теперь о творческих планах. Думаем послать всех к… матери и приехать на сбор «трупа» как ни в чем не бывало. А ведь бывало, Венька, ох как бывало! Только теперь мы по-настоящему оценили твой с Любимовым литературный талант и Любимова с тобой режиссерские качества. Можаев перед вами – нуль, Назаров перед вами – говно.

Кстати, как твои армейские успехи? Может, мы и пишем-то напрасно? А? Но… Валерка замахал головой и воскликнул: «Не может быть! Евреев в армию не берут, хотя после событий на Ближнем Востоке это пересматривается». Я-то думаю, что армия без тебя обойдется, но ты, по-моему же, без армии зачахнешь.

У нас утонул один шофер деревенский, и еще один утонул раньше того, который утонул сейчас.

Прости за информацию. Далее. Снимают медленно и неохотно. Меня просто совсем медленно. Золотухина несколько скорее, но все равно. Настроение у нас портится, и на душе скребут кошки во время каждой съемки. Я написал две хреновых песни, обе при помощи Золотухина. У него иногда бывают проблески здравого смысла, и я эти редкие моменты удачно использую.

Эта наша поездка называется «Пропало лето». Еще пропал отдых, настроение и мечты. Хотел я что-нибудь скаламбурить, но юмора нет и неизвестно… Пообщаюсь с тобой – напитаюсь. Передаю стило Золотухину!

4.

Золотухин.
Здравствуй, дорогой друг семьи моей Венька. Извини, что так долго не писал – абсолютно нету времени, даже относительного. Меня очень мучит половой вопрос, никакого самоудовлетворения. Свинья, про которую писал Высоцкий, отказала мне в дружбе, узнав меня ближе. Венька, я тебя прошу, напиши на нее злую эпиграмму и пришли нам телеграмму. Здесь очень красиво: пихта, сосна, лиственница, кедр, елки-палки, береза, мать ее


… Я хотел бы жить и умереть в Сибири, если б не было такой земли – Москва. К тому же, помирать не собираемся, не повидав тебя еще разок. Как там в Чехословакии, что там Войнович? Высоцкий интересуется событиями во Франции и в Китае. Дорогой Венька, житье с этим людоедом Высоцким одно мучение: не дает пить, не дает спать – пишет все чего-то, блин, но почему не днем? – дай ответ – не дает ответа. Бабы все здесь как одна – потомки декабристок: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, но нраву строгого и вольности не дозволяет. О, время вольности святой. Венька, хочешь медвежатины, хочешь? То-то, сходи в магазин «Дары природы» и купи. Охота тут! Рыбалка тут!! Туризм тут!!! – говорят.

Венька, роль у меня не складывается, ни один штамп не подходит, занимаю у Высоцкого сигареты. У меня такое впечатление, что мы с другом влипли не в историю, а в современность. С ужасом жду встречи с Можаевым, будет кровь моя на его руках. Высоцкий рвет трубку.

5.

Высоцкий.
Венечка! Бумаги больше нет, вся пошла в дело. Поэтому: мы тебя обнимаем, целуем, ждем ответа как соловей лета. Как детки твои и Алла? Опиши нам! А? Мы чахнем тут и сохнем тут без удобств и информации. Привет всей твоей семье от нас. Не забывай и другим не давай.


Высоцкий, Золотухин».

Смехов пояснил, что «две хреновые песни», о которых идет речь в письме -  это «Охота на волков» и «Банька по-белому».

6.

При подготовке книги Вениамин Смехов открыл для себя очень много нового.

7.

Вспомнил фразу, которая стала уже афоризмом: «С каждым годом все больше становится друзей Высоцкого»

8.
Вениамин Смехов прочитал песню Владимира Высоцкого  "Про дикого вепря"

В королевстве, где все тихо и складно,                       И король ему прокашлял: - Не буду
Где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь,                        Я читать тебе моралей, юнец!
Появился дикий вепрь огромадный -                           Если завтра победишь Чуду-юду,
То ли буйвол, то ли бык, то ли тур.                                То принцессу поведешь под венец.

Сам король страдал желудком и астмой,                    А стрелок: - Да это что за награда?
Только кашлем сильный страх наводил,                     Мне бы выкатить портвейна бадью!
А тем временем зверюга ужасный                                А принцессу мне и даром не надо -
Коих ел, а коих в лес волочил.                                        Чуду-юду я и так победю.

И король тотчас издал три декрета:                              А король: - Возьмешь принцессу - и точка!
"Зверя надо одолеть наконец!                                        А не то тебя - раз-два! - и в тюрьму!
Кто отважется на дело на это -                                        Это все же королевская дочка! -
Тот принцессу поведет под венец!"                               А стрелок: - Ну хоть убей - не возьму!

А в отчаявшемся том государстве -                                И пока король с ним так препирался,
Как войдешь, так сразу наискосок,-                               Съел уже почти всех женщин и кур,
В бесшабашной жил тоске и гусарстве                          И возле самого дворца ошивался
Бывший лучший королевский стрелок.                          Этот самый то ли бык, то ли тур.

На полу лежали люди и шкуры,                                       Делать нечего - портвейн он отспорил,
Пели песни, пили меды - и тут                                         Чуду-юду победил и убег.
Протрубили во дворце трубадуры,                                Вот так принцессу с королем опозорил
Хвать стрелка! - и во дворец волокут.                            Бывший лучший, но опальный стрелок.

9.

Вспомнил слова Владимира Высоцкого:
«Если на одну чашу весов бросить все, что делаю помимо песен (кино, театр, выступления, радио, телевидение и проч.), а на другую — только работу над песнями, думаю, что песня перевесит»

10.

Молодой человек спросил: «Почему Давид Самойлов и Борис Слуцкий свысока относились к театру на Таганке?»

11.

«А вы в четыре руки не пробовали?» - пошутил Смехов.
Юноша посетовал, что приходится все самому делать -  и вопрос задавать, и снимать.
Сам вопрос несколько удивил Смехова. Он подробно рассказал и о  Слуцком, и  о Самойлове, а в конце подытожил, что у задавшего вопрос - «нормально-ложная информация».

12.

Другой читатель спросил  о том, какое стихотворение Высоцкого  больше всего нравится Смехову?

13.

Вениамин Смехов сказал, что вопрос о самом любимом фильме, спектакле, роле и т.п. задают часто. И всегда бывает трудно выбрать. Но здесь напрашивается ответ «Все его стихотворения». - И пошутил - «и даже то, которое он посвятил мне».
Дальше добавил, что прав тот, кто говорит, что Высоцкий создал собирательный образ русского человека, поэтому его выступления воспринимались восторженно в любой аудитории.

14.

Молодой человек с камерой успел  второй раз заполучить микрофон. Ему захотелось  вспомнить двух Олегов – Табакова и  Ефремова.
Смехов подробно рассказал, как все происходило, и вспомнил свои строки к юбилею Ефремова:

«Не речка бушует над хреном,
не Библию зубрят с листа —
Олег Николаич Ефремов
негромко справляет полста!»

15.

Спросили и об отношении к фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Смехов подробно рассказал, где и с кем он смотрел первый раз этот фильм и печально подытожил: «Было больно и благодарно».

16.

 Девушка спросила о  совместных проектах с Владимиром Высоцким.

17.

Смехов ответил, что в кино их было два:  мультфильм «Волшебник изумрудного города», где Смехов озвучивал Бастинду, а Высоцкий – волка (слуга Бастинды), и фильм «Служили два товарища». В книге есть глава о кино. «Это для меня, как сейчас говорят, значимые <проекты>».


На этом мероприятие плавно перешло в автограф-сессию.

18.

У девушки шесть экземпляров  «на подпись».

19.

Читатель  Валерий - счастливый обладатель книги с  автографом.

20.

 Галина Аксенова ( в первом ряду, в центре ) терпеливо ждет окончания автограф-сессии своего супруга.

21.


22.


23.

Автограф на старой фотографии

24.

Улыбочку, Вениамин Борисович!

25.


26. Вот и всё.
Взаимные аплодисменты.


Зачиталась и засмотрелась.
Интереснейшие люди вместе с главным героем.
Спасибо!
С огромным удовольствием посмотрела и прочитала.
Я бы почитала...
Недавно прочла дневниковые записи Золотухина о Высоцком. Всё собираюсь поделиться впечатлением...
Честно говоря - не впечатляет. Друзьями они возможно и были, но сам он не более чем скучный Атос, и больше нигде. Даже его дочка известнее. :-)
Он больше театральный актер:) А еще, мало кто помнит, он сыграл Арамиса в телеспектакле "20 лет спустя" 1971 года. Запись телеспектакля не сохранилась(

Edited at 2018-04-04 11:29 am (UTC)
Название книги одновременно странное и оптимистичное. Интересный пост, спасибо!
Про название книги Смехов сказал: "название - это тоже и всерьез, и шутливо - обращение между друзьями в те времена, когда Театр на Таганке был единственный в стране - столь любимый и абсолютно недоступный".
Можно даже сказать, что Народный:) В Википедии написано:"Отказался от звания Народного артиста РФ, которое было ему предложено к 70-летнему юбилею". Хотя, на самом деле, там значительно более сложная ситуация.
Полагаю, это была очень интересная встреча? Мне кажется, с таким человеком можно разговаривать часами, и всё будет мало, будут всё новые и новые вопросы возникать. В свою журналистскую бытность больше всего любила, когда удавалось попасть на интервью к Актёру (с большой буквы).
Спасибо за рассказ! :)