Василий Верещагин: «Казалось, мир мне будет мал»

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась крупномасштабная выставка  русского художника Василия Васильевича Верещагина.


Василий Верещагин - живописец, путешественник, философ, прекрасный литератор, по некоторым данным еще и разведчик (но это не точно).  За 61 год свой жизни он побывал в различных местах земного шара - Средняя Азия, Балканы, Китай, Индия, Палестина, Япония, Европа и Соединенные Штаты. «Казалось, мир мне будет мал» – сказал Василий Верещагин в одном из своих стихотворений задолго до Джеймса Бонда (помните - «И целого мира мало». Впрочем, и то и другое, это вариации на тему - «orbis non sufficit»)

Верещагин побывал во многих сражениях фактически в роли фронтового корреспондента, видел горе, нищету, смерть. Боевое крещение принял в Самарканде, когда с русскими солдатами попал в осаду.
« Во время  осады Самаркандской цитадели скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го Июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и, кинувшись на орудия, успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели». За храбрость, проявленную при защите Самаркандской крепости от воинов бухарского эмира, художник был награжден орденом Святого Георгия 4-го класса.
 Ему был интересен Восток, отсюда одна из самых известных серий его работ – «Туркестанская».

Однажды, Павел Третьяков, потрясенный масштабом его работ, выкупил сразу  250 полотен. Верещагин говорил, что больше всего в жизни он любит писать солнце, но ужасы войны,  которые всю жизнь его преследовали, побуждали обращаться к мрачным сюжетам. Показывал войну не парадную, и эту изнанку войны многие не принимали и критиковали.
Его современницы от переизбытка чувств  падали в обморок на его выставках.  Великий Князь Александр Александрович (впоследствии император Александр III), сказал о художнике: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию, и можно заключить одно, или Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

Художник в своих работах открывает Индию и Палестину, он и искусный портретист. Но главная тема творчества – смерть. Картина «Распятие на кресте у римлян» выставляется вообще впервые в России. До недавнего времени она принадлежала Бруклинскому музею, но была выкуплена на аукционе в частное собрание.

«Для кого-то он рушит все основы, для кого-то реалист, для кого-то символист и мистик - он и такой, и такой - он самый разный», - сказала Зельфира Трегулова  (директор Третьяковской галереи) на открытии выставки.
Всего на выставке около пятисот работ. Экспонаты из 20 музеев и четырех частных коллекций. Картины выставляются сериями, по его военным походам и путешествиям. Самые известные из них — туркестанская, балканская, индийская и русский север.
Последние его работы принадлежат к  японской серии.
 Он погиб 13 апреля (31 марта) 1904 года вместе с адмиралом С.Макаровым при подрыве на японской мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Выставка продлится до 15 июля.

Далее  картинки с выставки и краткие истории нескольких шедевров Верещагина. Репродукции взяты из сети.


1. "Бродит публика по залам,
     Смотрит вазы и картины"


2. По центру -  "В Иерусалиме. Царские гробницы" (1884-1885)


2.1

Картина "В Иерусалиме. Царские гробницы "(1884-1885)

3.


4. Балканская серия. Картины русско-турецкой войны - «Перед атакой. Под Плевной», «Атака»


4.1 «Перед атакой. Под Плевной» ( 1881 г.)
верещагин-1.jpg
Картина  входит в серию Балканских работ художника.
Зрителю представлена целая шеренга бойцов, которая разместилась диагонально. Кажется, её пределу нет конца. Это солдаты, чьи фуражки, ружья и сапоги образуют единство, которое готово отправиться в бой. А после боя это же единство распадется на белые и красные пятна, которые будут лечить полученные раны. Вдали виднеется дым, который исходит от одной из атак.
С левой стороны стоят офицеры, которые лишены главной роли на этом полотне. Основные персонажи здесь именно солдаты, многих из которых ожидает то же, что случилось с растерзанными на полотне деревьями.
В картине «Перед атакой. Под Плевной» художник хотел показать грандиозность происходящего. Именно эта картина опередит кинематографичные ленты на военную тематику. Благодаря панорамному решению этой картины художнику удалось достичь выразительности образа, которую отметили зрители.
Василию Верещагину было нелегко создавать это полотно. Он не раз пытался его разорвать или сжечь. Художник трудился целыми сутками над картиной. Он буквально спал с кистями и на время создания полотна лишал себя общения с товарищами.

5. Три картины  Балканской серии: "Атака", «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»,  «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»


5.1 Картина «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» ( 1878 г.)

 Верещагин посвятил ее знаменательному событию: штурм Плевны, в котором погибло огромное количество русских солдат. Художник глубоко сопереживал страданиям и героизму солдат.
 Полотно относится к Балканской серии картин, которые автор создавал с 1878 по 1881 годы. Верещагина очень волновала суровая военная реальность, что и служило поводом для написания нескольких циклов картин военной тематики.
 Полотно «После атаки» показывает нам героизм и жестокое существование в годы тяжкой войны. На заднем фоне расположены палатки, в которых принимали раненых солдат. Панорама вдали показывает огонь и дым недавнего сражения.
Легко понять, что места всем в перевязочном пункте не хватало, и измученные бойцы ждут помощи, лежа на земле. Кто-то еще может ходить сам, кого-то из бойцов несут на носилках. Возможно, среди них уже есть погибшие.
 Вокруг выжженная, пропитанная кровью и страданиями земля. Знойное солнце усугубляет и без того тяжелое положение солдат. Повсюду разбросано оружие. Но кто знает, возможно, это не последний бой и сколько зла еще прольется в этих местах…
 Художник изобразил суровую военную реальность без сглаживания жестких углов, показывая всю тяжесть и серьезность событий во всех их неприглядных и беспощадных моментах. Ведь в годы войны такое было везде.
 Верещагин, создавал полотно с исторической точностью. Для этого он изучил много документации и конкретного материала. Каждого солдата он рисовал индивидуально, чтобы не было одинаковых поз или жестов. Верещагин смог передать всю глубину страданий и мощь русского духа. Художник как будто находился там, под Плевной рядом с перевязочном пунктом.
 Спустя много лет мы можем окунуться в гущу событий и пережить всю боль и героизм русских солдат. Полотно Верещагина дает нам осознание и память значимого боя под Плевной.

5.2 «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»( 1878 г.)

Картина   принадлежит Балканской серии работ художника. Главной идеей полотна становится мысль о том, какой ценой Россия прокладывает себе путь в свободное и независимое будущее. Сюжет картины повествует о событиях, произошедших в 1877 году в горной местности Болгарии между русскими и турецкими войсками.

В данной работе присутствует и жизнь и смерть — две составляющие кровавой войны, на которой художник присутствовал лично. Слева расположилась шеренга солдат, ликующих от победы в сражении. Они подбрасывают вверх шапки и приветствуют конный ряд генерала М. Д. Скобелева, который на своем белом коне мчится вдоль передней линии войска и чествует сумевших отстоять отечественные земли. Однако на переднем плане картины рассыпаны тела погибших, мужественно отдавших свои жизни за родину. Такая игра эмоций на полотне раскрывает истинное лицо войны, где радость и ликование сопряжены с горечью утрат и жестокости.
Работая над картиной, Верещагин отказался от идеи прославлять конкретную личность, сделав упор на героизм и отвагу русских солдат, до последнего защищающих родные земли от ненасытного врага. Художник не уделяет повышенного внимания отдельным деталям картины, но делает упор на краски и прорисовку некой грани между героями работы. Картина выглядит реалистично, благодаря мастерству Верещагина и его воспоминаниям о том самом дне.

6. Слева картина из Туркестанской серии - «У дверей мечети»,


6.1. «У дверей мечети» (1873г.)

В это время художник занимался созданием целой серии произведений, объединенных одной темой, и позже она получила название «Туркестанская серия». Увлечение этнографией Восточных стран занимало Верещагина не меньше, чем отечественная военная история.

Много лет он провел за изучением материалов и документов Восточной истории. Во время своего продолжительного пребывания в Средней Азии, Верещагин выполняет много эскизов увиденных зданий, героев, пейзажей. Картина «У дверей мечети» была основана как раз на одном из таких этюдов.
В центре композиции мастер помещает портал мечети – почитаемой мусульманами Газрет-Ясави. Богато украшенные двери, которые Верещагин изображает со скрупулезной точностью вплоть до самого последнего завитка отделки, ярко контрастируют с бедностью расположившихся у порога нищих.

7. Общий вид центрального зала


8. Картина «У крепостной стены»


8.1. «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871)

Как известно, В. В. Верещагин был приглашен в Туркестан, где шли военные действия, как художник, для создания художественной хроники военных действий. При этом Верещагин был не только свидетелем войны в Туркестане, но и ее участником. За храбрость, проявленную при защите Самаркандской крепости от воинов бухарского эмира, художник был награжден орденом Святого Георгия 4-го класса .

Событиям, свидетелем которых Верещагин стал в Туркестане, он посвятил целую серию картин. Одна из самых известных картин - «У крепостной стены. Пусть войдут».

Героями полотна «У крепостной стены. Пусть войдут» являются простые русские солдаты. На полотне мы видим эпизод обороны Самаркандской крепости русскими солдатами. Стена крепости кое-где обвалилась. Русские воины находятся в ожидании  неприятеля.

Как известно из истории, численность осаждавших крепость была в несколько раз выше, чем численность защитников крепости. Поэтому в таком напряжении находятся русские солдаты. Мысли о смерти, о неизбежности поражения, конечно, приходят в голову каждому. Но никто из них и не думает сдаваться. Их лица суровы, в позах видна твердая решимость бороться и дать отпор.
 Насыщенными, звучными красками Верещагин рисует ясный солнечный день, зной воздуха, синь южного неба,  сложную архитектуру полуразрушенной крепостной стены и древних построек Самарканда.

9.


10.


10.1 Верхняя центральная картина "Всадник в Джайпуре" (Около 1880)


11.


12.В отдалении три картины - «Смертельно раненный», «Представляя трофеи», «Торжествуют»


12.1 «Смертельно раненный» (1783г.)

Обстановка того времени оставляла желать лучшего, шли бесконечные войны, как с Османской Турцией, так и на просторах Туркестана, лилась кровь, погибали солдаты, сотнями посылаемые на верную гибель. Увидев весь ужас сложившейся обстановки художник принимает решения написать несколько картин, которые своим видом призывали бы людей к миру, одним из задуманный полотен становится «Смертельно раненый».

Вверху полотна, у самой рамы Верещагин написал следующее – «Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!…», словами этими передав крик души, главного персонажа картины –  раненного солдата. Человек на картине в отчаянии, чего нельзя не заметить по его искаженному ужасом лицу и мучительному усилию, с которым он закрывает обеими руками зияющую в груди у самого сердца рану.

Ружье солдата осталось брошенным позади. Товарищи его лежат убитыми, кровь их уже обагрила жаркий песок, совсем скоро придет черед и этого человека, изо всех сил старающегося сохранить свое единственное достояние – жизнь.

Задний фон картины застилает пороховой дым, сквозь который зрителю видится продолжающаяся осада крепости, но для этого человека все уже кончено, он не будет больше воевать, и совсем скоро не будет жить. Такова главная идея этой картины – показать весь ужас надвигающейся смерти и вызвать у зрителя, прежде всего высокопоставленного, стремление к прекращению всех войн и конфликтов.

12.2 «Представляя трофеи» (1872)


На первый беглый взгляд эта картина может показаться обычной жанровой сценкой, изображающей мирный быт какого-то экзотического дворца. Но, вспомнив о принадлежности полотна к серии «Варвары» и пристально присмотревшись, многие зрители невольно отшатнутся — сваленные в кучу круглые предметы оказываются вовсе не обычными дарами природы. Это отрубленные головы врагов, захваченные победителями как трофеи.

   Традиция отрубать головы, руки и другие части тела дожила до наших дней с глубокой древности, и у цивилизованных народов перестала практиковаться очень давно. Но картина мастера опровергает мнение о том, что современная война имеет другую природу. Ничего подобного, ее ведут такие же варвары, как и столетия назад.

   Тема полотна контрастирует с ее светлым нежным колоритом и изящной восточной архитектурой. Она полна слепящего среднеазиатского солнца, ярких красок, но за всей этой красотой кроется мрачная тень смерти — жестокой и холодной, бессмысленной и жадной.

   Головы привезли во дворец в Самарканде, принадлежащий эмиру. Они — доказательство доблести его воинов, дикий способ продемонстрировать их эффективность в войне. Это чудовищное, гротескное в своей невероятной жестокости и неуважении к смерти человеческого существа действо происходит в красивейшем месте. Внутренняя галерея дворца с резной колоннадой на изящных основаниях резко контрастирует с отталкивающей сущностью происходящего. В глубине картины изображен легендарный трон Тамерлана — символ божественной власти местного эмира.

   Само «божество» с нездоровым интересом разглядывает свои военные трофеи, в то время как его свита держится поодаль и старательно прикрывает носы широкими рукавами своих пестрых восточных халатов. На жарком среднеазиатском солнце плоть разлагается мгновенно, и запах должен быть просто убийственным. Вот он, настоящий дух войны — запах смерти.

12.3 Картина «Торжествуют» (1872г.)


Средняя Азия. Древний Самарканд, площадь Регистан. Сейчас это национальное достояние, но на полотне это просто площадь, куда всегда стекался народ, чтобы узнать что-то новое, или отпраздновать какое-либо событие. На полотне  Верещагина как раз торжество, связанное с победой над врагом. Тут уж не важно над каким, важно показать, как это всё происходило.
Начать нужно с самого страшного элемента торжества. Через всю площадь проходила шеренга из шестов, наверху каждого шеста торчали головы убитых врагов.

В самом центре площади образовывался круг из правоверных и сильных мира сего. Если уже места в круге были заняты, то к кругу подъезжали на лошадях или верблюдах и смотрели с этой высоты на, то, что происходит внутри круга. В самом же кругу начинались представления. Это могли быть акробаты, маскарабозы, факиры или канатоходцы. Иногда в центр выходил острослов, который своими словами услаждал слух слушателей то весёлым говорком, а то простым рассказом о воинских доблестей предков.
Верещагин передал именно ту атмосферу, которая была в эти минуты на площади. Несмотря на жару, народу было всегда много.

13. Справа картина «Двери Тимура»


13.1 «Двери Тимура» (Тамерлана) (1873г.)

 Полотно переносит нас в эпоху великого среднеазиатского полководца, знаменитого своей жестокостью. Это полотно - не изображение какого-то значительного исторического события, а воссоздание образа прошлого.

Перед нами на полотне – вход во дворец хана. Мы видим изысканно украшенные старинные тяжелые двери. Они словно возвращают нас в древнюю цивилизацию. Кажется, что вот-вот из ворот выйдет сам Тимур, Тамерлан.

С поразительной исторической точностью воспроизвел Верещагин сложный орнамент дверей, удивительно достоверно нарисовал охранников, которые в тяжелых халатах и полном вооружении, словно статуи, замерли по обеим сторонам ворот под палящим южным солнцем. Мы не видим лиц охранников, но их оружие – сабли, луки, стрелы, щиты, копья – выписано художником так тщательно, что кажется материально ощутимым.

Неподвижность этих воинов создает ощущение бессмысленной, темной и жесткой силы. Так, используя самую простую композицию, художник передает зрителю с полотна дух средневекового деспотизма. Любуясь экзотичностью костюмов, роскошной резьбой двери, колористической гармонией, безошибочно чувствуешь дыхание кровавой эпохи.

14. «Перекочевка киргизов»(1869-70).


Художника вдохновил увиденный в степях колоритный караван навьюченных животных, переходящих на новое пастбище. Верблюды и быки перевозят разобранные части юрты: деревянные жерди уук и купольный круг шангарак, напольные ковры, скатанные в рулоны, сундуки с одеждой, покрытые сверху узорным паласом, а также войлочные настенные покрышки юрты, ленты для стягивания и украшения переносного дома. Для транспортировки одной юрты требовалось не менее 3-4 верблюдов или 5-6 лошадей.

[источники и материалы]
gallerix.ru
opisanie-kartin.com
Музеи мира
Википедия
tvzvezda.ru


15. Когда уходил было около 13 часов.
На фото - общая очередь (Вход 1). Еще есть: Вход 2 - для посетителей с билетами и Вход 3 - для "Друзей третьяковки" и для лиц с правом внеочередного прохода
Спасибо за информацию, интересно будет. Если выкрою время в мае - схожу обязательно.
Спасибо за виртуальную экскурсию! Интересно очень!
Интересный рассказ.
Ослепляющий среднеазиатский свет замечательно выписан художником.
Интересные картины, очень реалистичные.
О, а я очень люблю его картины, особенно восточный цикл!
замечательный художник, великий ) спасибо за обзорную и подробную экскурсию )
Очередь большая, много желающих посмотреть.
Это еще в середине рабочего дня было, а что бывает на выходные (!)
гениальный художник,единственный в своём роде.
Хороший рассказ об интересной выставке замечательного художника и человека.
Спасибо за приобщение к прекрасному.
На Верещагина я бы сходил. Хоть и не люблю выставки-музеи, "на них мильён меняют по рублю",