Музей русского импрессионизма. Часть 2. Основная экспозиция

Начало здесь

Недавно посетил Музей русского импрессионизма ( Москва, Ленинградский пр. 15, стр.11).
Снимал на мобильник, "качество" соответствующее, поэтому для лучшего восприятия  использованы фотографии картин в хорошем разрешении с сайта Музея.

В постоянной экспозиции Музея собрана вся история русского импрессионизма. Само понятие «русский импрессионизм» до сих пор вызывает жаркие споры. Импрессионизму в России не повезло. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. А после революции так и вообще оказался «вне системы». Но несмотря ни на что, многие художники и до, и после политического переворота в стране, продолжали творить в импрессионистической стилистике, продолжали экспериментировать на своих полотнах со светом, цветом, стремились передать настроение, эмоцию, уловить тончайшие воздушные вибрации. Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня. Потому постоянная экспозиция Музея охватывает значительный период времени: от картин мастеров, заложивших основы импрессионистической стилистике в нашей стране, до работ известных всему миру современных художников.



07. А вот еще картины на московскую тему: каток "Динамо" и "Зима в Москве"


07.1 КАТОК "ДИНАМО", 1948
КОНЧАЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ
ХОЛСТ, МАСЛО
89.5X62.5

Зимний вечер в послевоенной Москве: теплые огни окон и бело-голубой лед катка. Сквозь ветки деревьев видны силуэты домов. В сумерках они сливаются в единую живописную сине-фиолетовую тень. Небо еще сохраняет оттенки недавнего заката. Этот хорошо знакомый москвичам уголок навевает ностальгию. Кажется, что художник смотрит на этот каток откуда-то сверху.
Это не первая картина Петра Кончаловского на которой изображен открытый каток, эту тему автор прорабатывал и в раннем творчестве. Но писал, по собственному же признаю, намеренно скупо, «жидко», «все время боялся, как бы нагрузка краской не загубила свежести впечатления».
В нашей работе автор уже не жалел цвета: изысканный колорит, насыщенность, светящиеся краски и невесомые мазки. Пейзаж, признавался Петр Кончаловский, обычно начинался у него с зарисовки, иногда даже с нескольких:
«Когда я вижу интересующий меня кусок природы, я вижу уже и всю вещь, вижу и чувствую, как надо „устроить” пейзаж. Просто брать то, что видишь, действовать, как фотограф, я не мог никогда: без построения нет искусства, а есть один голый натурализм, который я считаю заклятым врагом искусства, самой заразительной его болезнью».


07.2 ЗИМОЙ В МОСКВЕ, 1950-Е
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
ХОЛСТ, МАСЛО
72.3X96
Юрий Пименов смотрит на мир широко открытыми глазами и при этом пребывает в детском восторге от всего, что видит. Он умеет всматриваться в повседневность и различать в обыденном лирическое, романтическое, трогательное, хрупкое.
Он страстно любит Москву. Не одни лишь достопримечательности, нет, он любит ее всю: бульвары в центре и жизнь отдаленных районов, где растят детей и собираются за ужином под абажуром, ремонтируют квартиры и ходят за покупками.
Картина «Зимой в Москве» – это не портрет конкретной девушки. Это – жанровая сцена. В ней Юрий Пименов объединяет любимую Москву, ожидание Нового года и предвкушение счастья. А нас с вами он намеренно делает соавторами работы, предлагает достроить предыдущие и последующие «кадры»:
Откуда и куда бежит эта девушка? Кто ждет ее? У каждого зрителя должен в итоге родиться свой собственный оригинальный сценарий.
Кстати, Юрий Пименов был связан и с кино. Сразу после войны, в 1945 году, он начал преподавать на художественном факультете ВГИКа. А спустя 5 лет работал на съемках фильма «Кубанские казаки».
Юрий Пименов – художник счастливый, обласканный судьбой. Искусство его наполнено искренней радостью бытия. Лауреат самых престижных премий страны, живой классик. Он работал много, долго и плодотворно. Проявил себя как живописец, театральный художник, иллюстратор, оформитель, преподаватель и писатель.


08. Осенним утром у костра. Отдых. 1959
Дмитрий Налбандян
 (О музее-мастерской Дмитрия Налбандяна можно посмотреть мой пост здесь)
(15)-023.jpg

09.Два  очень симпатичных произведения - "Грот в Кусково" и "Парк в усадьбе Л.Н.Толстого в Хамовниках"


09.1 ГРОТ В КУСКОВО, 1910 - 1920-Е
ПЕТРОВИЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
КАРТОН, МАСЛО
39.4X23.5
Мастер не только так называемого «интимного пейзажа», но и пейзажа архитектурного, Петр Петровичев с 1910-х годов посвящает себя памятникам древнего зодчества. Он пишет прославленные церковь Спас-Нередицы в Новгороде Великом и церковь Успения в селе Волотово. При этом воспроизводит не только внешний вид, но и внутреннее убранство.
Ранее уже написав фреску в церкви Спаса-на-Сенях, мастер возвращается к городу своей юности – Ростову Великому. Пишет Ростовский кремль, соборы и городские площади. Далее – Владимир, Кострома, Московский кремль и Троице-Сергиева лавра. И вот, наконец, дворцы-усадьбы XVIII века.
Особое место в творчестве мастера занимает усадьба Шереметевых – Кусково. Нужно сказать, что еще в студенчестве, под руководством Исаака Левитана, он написал в Кускове несколько этюдов и пейзажей. Но теперь, когда усадьба превращена в музей и доступна всем желающим, Петр Петровичев много работает здесь.
Он создает общие виды ансамбля с дворцом, церковью, хозяйственными постройками, с прудом, пишет фрагменты усадебных зданий и уютные уголки парка. Несколько картин посвящены исключительно интерьерам дворца.
В нашем собрании – «Грот в Кусково». Согласитесь, так и хочется здесь прогуляться, немного посидеть у пруда, полюбоваться на отражение старинного здания и пышной зелени на воде, насладится свежим летним днем…


09.2 ПАРК В УСАДЬБЕ Л.Н. ТОЛСТОГО В ХАМОВНИКАХ, 1915
ПЕТРОВИЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
КАРТОН, МАСЛО
36.5X24

Первые годы учёбы в Москве давались провинциалу Петру Петровичеву очень нелегко. Он отставал по всем предметам, и был на грани отчисления за неуспеваемость. На выставках его картины не пользовались успехом, потому студент Училища живописи, ваяния и зодчества жил в большой нужде и стеснении.
Но всё переменилось с открытием пейзажного класса. Его руководитель Исаак Левитан смог разглядеть у Петровичева талант. Вскоре вчерашний двоечник стал любимым учеником.
На пленэрах Левитан хвалил его умение выбирать мотив для этюда и ставил в пример остальным студентам:
«Посмотрите мои вещи, посмотрите Петровичева – пришёл, увидел, поразился».
«Парк в усадьбе Льва Толстого в Хамовниках» – это сюжет, подхваченный художником у учителя. Сходство композиции с известным левитановским полотном «Цветущие яблони» очевидно. Кстати, пройдет время, и Петр Петровичев будет предлагать этот сюжет и своим ученикам.

10.Еще три картины: "Москва.Самотека", "В солнечный день Кострома", "У моря"


10.1 МОСКВА. САМОТЕКА, 1910 - 1915
ТУРЖАНСКИЙ ЛЕОНАРД ВИКТОРОВИЧ
КАРТОН, ТЕМПЕРА
56.3X36.6

Художественное образование Леонард Туржанский получил в Петербурге и Москве, где его учителями в легендарном Училище живописи, ваяния и зодчества были Валентин Серов и Константин Коровин. После окончания учебы Туржанский вернулся на родину и купил домик в селе Малый Исток под Екатеринбургом. Там он проводил большую часть года – с ранней весны до поздней осени. И только на зиму возвращался в Москву, где кипела творческая жизнь.
Вот в один из таких приездов, в начале 1910-х годов, и был написан этот зимний пейзаж. «Москва. Самотека» – редкий для Туржанского – городской вид. Но и здесь можно увидеть традиционное для мастера изображение лошади на первом плане.
По своему настроению картина родственна знаменитым рассказам Владимира Гиляровского: застроенная бараками Божедомка – улица с весьма непривлекательной репутацией. Близость Сухаревской площади, нечто таинственное и опасное в свете фонарей, в тенях на снегу, в звездном небе. Завораживающая «старая Москва», начало тревожного XX века.
Мы полагаем, что нашли точное место, изображенное на картине Туржанского. Это дом 23 на Делегатской улице. Сегодня архитектура старой Москвы еле угадывается в дважды надстроенном здании: в советские годы ему добавили тритий этаж, а в наше время еще и четвертый.

10.2 В СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. КОСТРОМА, 1913
ПЕТРОВИЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
ХОЛСТ, МАСЛО
29.5X71
(15)-49.jpg
«Где мы родились, где мы воспитывались, только там нам все и близко», – часто повторял Петр Петровичев.
По окончании училища он даже отказался от положенной ему поездки за рубеж – так пленяла художника красота древних русских городов. Нарядные храмы Ярославля, образцовый классицизм Костромы и узорчатая изукрашенность Суздаля вдохновляли мастера более, чем прекрасные виды Испании и Италии.
Картина «В солнечный день. Кострома» наполнена живым и сияющим цветом. Многослойное небо из бирюзовых, фиолетовых и голубых оттенков кажется живым, пульсирующим. Оно смыкается с крышами торговых рядов. Для них художник выбирает салатовые, лимонные, изумрудные цвета. Даже серый цвет здания переливается сиреневыми и серебристыми тонами.
Солнечный свет заливает Сусанинскую площадь, по которой неторопливо прохаживаются люди. Их силуэты художник пишет отдельными яркими мазками. В таком колористическом изобилии чувствуется влияние импрессионистов, живописью которых «заразился» художник на одной из выставок.
Нестандартный формат и композиция картины объясняются ее сложной историей. При неизвестных обстоятельствах работа утратила свою правую часть с изображением пожарной колокольни и хранилась в семье наследников без подрамника, только лишь в виде фрагмента холста.


10.3 У МОРЯ, 1912
ДВОРНИКОВ ТИТ ЯКОВЛЕВИЧ
ХОЛСТ, МАСЛО
50X61
Этюды и пейзажи – это были две страсти Тита Дворникова. Он обожал наблюдать за природой, ловить ее состояния. Именно благодаря этой тяге к отражению сиюминутности Тит Дворников мог поспорить в художественной плодовитости с любым одесским художником – так много он писал.
Нежный пейзаж «У моря» из коллекции Музея русского импрессионизма написан густо намешанными мазками голубого и бледно-желтого оттенков. В центре композиции, за столиком, расположились беседующие дамы. Они увлечены разговором и прекрасным морским видом и даже не обращают внимания на художника.
Фигуры своих героинь Тит Дворников не прорисовывает, а только намечает при помощи цветных пятен. А наше с вами воображение достраивает все остальное. Пятно желтого цвета – блузка, пятно коричневого цвета – шляпа, пятно синего цвета – юбка, пятно – стул, пятно – стол. Завораживающая живописная мозаика. Еще один яркий, густой красно-оранжевый мазок – и готов пояс одной из сидящих дам. Этот цветовой нюанс добавляет всей картине нотку радости и праздничности.
Мы уже никуда не спешим, только прислушиваемся к плеску морских волн и любуемся...

11.


11.1 ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ, СЕРЕДИНА ХХ ВЕКА
ИСУПОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ОРГАЛИТ, МАСЛО
99.7X70.2
Национальная самобытность, фактурная живопись, звонкие цветовые контрасты – вот что отличает пейзажи Алексея Исупова. Художник не раз писал сцены сельской жизни, деревенские виды, лошадей. Картина «Зимнее солнце» – одна из таких.
Присмотритесь к этому яркому солнцу, мягкому снегу со следами от полозьев саней, темному силуэту лошади. Все это залито воздухом и передает ощущение приближающейся весны. Художник любуется русской природой. Пейзаж написан легко, мастерски.
Среди учителей Исупова были Константин Коровин и Виктор Васнецов. А однокашник художника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Василий Мешков восхищался:
«Вот я, можно сказать, на палитре родился, а всегда, глядя на работы Алексея Исупова, с какой-то хорошей завистью думал: нет, куда нам всем до него. Я, например, чувствовал, что не могу так».
«Беззаботный маэстро» – называла Исупова итальянская пресса. По состоянию здоровья художник выехал всей семьей в Рим. В Вечном городе он прожил 30 лет. По памяти писал русские пейзажи.
«Творчество Алессио Исупова – это искусство живописца, который знает всю радость и мощь цвета», – говорил о работах художника не менее талантливый мастер кисти итальянец Микеле Бианкале. Исупов оставил богатое художественное наследие, а своей жене завещал вернуть на родину произведения его итальянского периода. Воля была исполнена.


12. Картина "Мамина комната утром" со специальным утройством для слобовидящих и незрячих


12.1 МАМИНА КОМНАТА УТРОМ, 1910-Е
ТАРХОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ХОЛСТ, МАСЛО
139.7X100.4

«Мамина комната утром» – сколько нежности, тепла, солнца и неги в одном только названии картины. Для художника, происходившего из московского купеческого сословия, семейные отношения имели особую ценность. Потому не удивительно, что помимо всем известных городских пейзажей, натюрмортов и сельских мотивов, Николай Тархов часто выбирал в качестве сюжета уютные сцены домашнего быта. Они передают особое лирическое настроение.
Картина безмятежна, наполнена светом и детскими голосами. Художник изобразил эпизод из собственной жизни. Тархов допускает нас с вами в свой близкий круг. На полотне изображена его жена-француженка Мари-Ивонн Дейтейль и двое их детей.
Многообразие чувств, эмоций, противоречивое утреннее освещение художник передает пастельными теплыми и яркими голубыми оттенками. Тархов разбивает цвета отдельными мазками кисти, добиваясь особой светоносности и игры рефлексов. Вся комната наполняется радостью, которая невольно передается и нам с вами.

13."Осенний лес" - так и манит прогуляться


13.1 ОСЕННИЙ ЛЕС, 1911
ЖУКОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ЮЛИАНОВИЧ
ХОЛСТ, МАСЛО
90X63

«Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь свое лицо… Пора бросить раскрашивать русскую поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити… Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку!» – вот так оригинально, со свойственной ему горячностью, Станислав Жуковский призывал своих друзей-художников к поиску собственной, индивидуальной манеры.
Хотя сам он импрессионистические приемы использовал. Правда, только ради того, чтобы насытить полотна живостью, сделать их более лиричными. В его картинах всегда сохранялись простота и реалистичность.
«Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя её под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным!» – повторял Жуковский.
Свой «Осенний лес» он написал, скорее всего, в Тверской губернии. Туда каждый год Жуковский выезжал на пленэры. Компания у мастера была более чем приятная: друзья-художники Николай Богданов-Бельский, Исаак Бродский.
Осень Жуковский изображает пышной, роскошной, не смотря на грядущее увядание. Потому картина наполнена чувством какой-то очень «светлой печали», даже отрады.

14. Так и хочется посмотреть в раскрытое окно и полюбоваться простором на картине Жуковского "Интерьер комнты"


14.1 ИНТЕРЬЕР КОМНАТЫ, 1910 - 1920-Е
ЖУКОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ЮЛИАНОВИЧ
ХОЛСТ, МАСЛО
104X82.5

Воспоминания далекого детства, видимо, вдохновили Станислава Жуковского на создание этой картины.
Сын аристократа, потерявшего родовое имение, на своих полотнах он так часто обращался к теме родовых дворянских усадеб – с их просторными комнатами, изысканным убранством, с их парками.
«Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени...», – говорил о себе Жуковский.
Вот и этот интерьер – возвращение в прошлое. Комната наполнена жизнью, светом и воздухом. А за каждой вещью, будь то ваза, стул или портрет – своя эмоция. А какой идиллический пейзаж за окном!
Впрочем, за свое увлечение стариной Станислав Жуковский заплатит горькую цену. Популярный художник и желанный участник лучших выставок, после революции он в одночасье превратится во «врага пролетариата». Пресса назовет певца ушедшей дворянской эпохи «живым мертвецом». А его искусство сравнит с «уличной феей или перезрелой красавицей с румянцем на щеках и яркостью губ».
Не удивительно, что художник решает эмигрировать в Польшу, на свою историческую родину

15.Еще одно окно -очень маленькое "Окно" Валентина Серова

15.1 ОКНО, 1887
СЕРОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
ХОЛСТ НА КАРТОНЕ, МАСЛО
29.7X30.5
(15)-038.jpg
«Лёлька, дорогая моя! Прости меня, что так долго не писал. Ох, я сам знаю, что я негодяй», – так начинает свое письмо Оле Трубниковой художник Валентин Серов.
«Смотри, не разлюби меня. Твой В. Серов» – приписывает он в конце послания.
Начало августа 1884 года – Серов гостит у Мамонтовых в Абрамцеве, а Ольга Трубникова проводит лето в Псковской губернии. Они встретятся после долгой разлуки только летом 1886-го. Ольга приедет из Одессы в деревню Едимоново. И Валентин Серов задумает написать ее у окна.
Эта небольшая картина – этюд к будущему портрету. Самой девушки на полотне еще нет. Но почувствуйте эту легкую загадочность, приподнятое настроение художника, радость в предвкушении встречи с любимой, волнение, тревожное ожидание свидания. Воздушное пространство этюда наполнено летним светом.
«Все, что я добивался, это той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», – говорил Серов.
Портрет Оли Трубниковой, не в пример этюду, получился слишком темным, и поначалу вовсе не нравился автору. Только позже Серов писал в письме Ольге:
«Знаешь, я иногда вынимаю мой летний этюд с тебя, помнишь, у окна, и с удовольствием на него смотрю, хотя он и черен, но мне нравится, и ты похожа. Мои работы мне всегда начинают нравиться спустя долгое или некоторое время».
Ольга Трубникова познакомилась с Серовым в доме его тети. Девушка с аристократическими корнями осталась сиротой. Дядя Валентина Серова, лечащий врач матери Ольги, взял девочку в свой дом. Большое семейство привязалось к ней. Лёля – называли ее в новой семье. Она помогала воспитывать детей, работала в детском саду и элементарной школе. А по субботам в гости в большой дом приходили студенты-академисты – Валентин Серов с друзьями Михаилом Врубелем и Владимиром фон Дервизом.
К моменту написания этого этюда Валентин Серов твердо решил вернуть возлюбленную из Одессы, где Ольга живет и работает домашней учительницей в богатой семье. Спустя два года в петербургской церкви состоится их скромное венчание.

Использована информация сайта и табличек "Музея русского импрессионизма"
Эти и другие  картины (около 60) можно посмотреть на сайте "Музея русского импрессионизма"
Ох! А я и не знала про такой музей. Обязательно надо будет сходить. Спасибо)
И я не знала... Вообще о русском импрессионизме не знала!!! Или забыла, что, впрочем, одно и то же.
Забыли просто. Импрессионистом считается, например, Врубель, Коровин, Грабарь. Это из Третьяковки.
И правда... НО как-то не задумывалась, видимо. Сидит в голове - импрессионизм=Франция... И всё тут!
Там еще рядом фирменный магазин "Торты.Пирожные" Венского цеха, который , вроде как , продолжает традиции кондитерксой фабрики "Большевик"
Да я и сам просветился :) Завтра еще будет про Армянский импрессионизм

Edited at 2017-04-16 08:10 pm (UTC)