Микаэл Никитович Тэриан

Квартет

Квартет имени Комитаса (крайний слева Микаэл (Михаил) Никитович (Никитич) Тэриан), художник В.С.Асланян.
Этот групповой портерт экспонировался на Всесоюзной художественной выставке в 1957г. посвященной 40-летию Октября.

Мой скан из Журнала "Огонёк" №23 за 1958 год.



Из воспоминаний Анатолия Гречина.
С будущим профессором консерватории Михаилом Никитичем Тэрианом я познакомился в 1922 г., когда мне его представили просто, как Мишу. В то лето моя мать и я жили у старой знакомой моей матери в дачном подмосковном поселке Салтыковка. Здесь же на лето снимали комнату в мезонине другие  ее знакомые – Тэриан Мария Ивановна с  сыном Борей, а маленькая клетушка над лестницей была сдана Мише, двоюродному брату Бориса. Мне было 14 лет, Боре – 16, Мише – 17. Я и Борис подружились на всю жизнь.
В Салтыковке Борис занимался музыкой – играл на рояле, но отводил этому занятию час или два в день, а остальное время мы проводили с ним в лесу, подходившему к самой даче, или совершали отдаленные прогулки до Рябушинского бора с темной речкой Пахрой, до Кудинова и, изредка, до Обираловки.  Но Миша Тэриан никогда своего кузена ни в каких прогулках не сопровождал, а по большей части сидел в своей клетушке над лестницей и выводил бесконечные фиоритуры на скрипке. Я как-то почти инстинктивно почувствовал тогда же, что Миша будет профессионалом-музыкантом, а Боря останется дилетантом (Борис стал впоследствии военным врачом). В те дни Миша Тэриан уже бросил крылатую фразу, что лучше быть первым альтом, чем второй скрипкой. У него ужу были вполне определившиеся в этом отношении суждения и цели.
В дальнейшем мне с Михаилом Никитичем не приходилось встречаться, т.к. он редко бывал у своего кузена. Но основные вехи в его биографии были мне известны от Бориса. Михаил Никитич стал участником квартета имени профессора Комитаса, одним  из первых лауреатов Сталинской премии, профессором консерватории. Вся жизнь его посвящена была музыке, и неудивительно, что он узнавал любую мелодию, услышав три-четыре ее такта.
Оба кузена были армяне, оба любили весёлую шутку, юмор. Из юморесок, относящихся в той или иной степени к Михаилу Никитичу, до меня дошли следующие.
                                       ...........................................
Участники квартета Комитаса предлагали печатать афиши о своих выступлениях такого вида:
                                                " 4! Комитас!4! "
По образцу известных цирковых аттракционов двадцатых годов:
                                                 "2! Бульди!2!"
                                        .........................................
Разговор с антрепренёром:
- Не хотите ли включить в концертную программу наш квартет имени Комитаса?
- Квартет? А сколько человек?
                                        ...........................................
Разговор Бориса с сотрудницей Михаила Никитича:
- Мне Михаила Никитича. Лысый такой.
- Он лысый?! Да что вы?! У Михаила Нитича прекрасные волосы
-А вы не знаете? Это у него на спине прекрасные волосы, а он их зачёсывает на лысину.
                                        ............................................
Фамилию Тэриан часто искажали. Однажды, выступая на радиоузле , Михаил Никитич получил пропуск на имя Терехова. Уходя и сдавая пропуск охраннику, он имел неосторожность спросить:
- Как написана фамилия в пропуске?
- Терехов.
- А в паспорте?
За эту неосторожность профессору  пришлось просидеть в отдельном помещении некоторое время, как говорится, «до выяснения».
                                               
P.S. На всю жизнь запомнились мне произведения Вивальди, Джеминиани , Боккерини, "Маленькая ночная серенада" Моцарта, каприсы  Паганини в исполнении Михаила Никитича.

                                                               ..........................................
Краткая справка из Википедии:
Микаэл Никитович Тэриан
(1 (14) июля 1905, Москва — 13 октября 1987, Москва) — российский альтист, дирижёр и музыкальный педагог армянского происхождения.
В 1919—1925 гг. учился в Московской консерватории по классам скрипки Георгия Дулова и Константина Мостраса и камерного ансамбля Феликса Блуменфельда и Евгения Гузикова. С 1923 г. переключился на альт как основной инструмент, с 1924 г. уделял преимущественное внимание ансамблевой игре в составе Квартета выдвиженцев Московской консерватории (с 1932 г. Квартет имени Комитаса); в этом коллективе играл (с небольшим перерывом) до 1947 г., затем участвовал в выступлениях квартета под руководством Давида Ойстраха. Одновременно в 1926—1931 и 1941—1945 гг. играл на альте в оркестре Большого театра.
Дирижёрская карьера Тэриана была связана, прежде всего, с оркестром студентов Московской консерватории, которым он в том или ином виде руководил с 1946 г. и до конца жизни. Этот оркестр успешно концертировал в СССР и за рубежом, осуществил ряд записей. Кроме того, в 1957—1960 гг. Тэриан возглавлял симфонический оркестр Московской областной филармонии, а в 1965—1966 гг. — Государственный симфонический оркестр Армянской ССР.
С 1935 г. Тэриан преподавал в Московской консерватории, вёл классы альта и камерного ансамбля, с 1961 г. заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования.


Квартет имени Комита́са — российско-армянский струнный квартет, основанный в 1924 году армянскими студентами Московской консерватории. Первоначально назывался Квартет выдвиженцев Московской консерватории, в 1932 г. назван в честь классика армянской музыки композитора Комитаса.
У истоков квартета стоял, прежде всего, педагог квартетного класса консерватории Е. М. Гузиков. На раннем этапе содружество молодых музыкантов поддержали такие мастера старшего поколения, как С. Василенко, Ф. Блуменфельд, К. Сараджев, А. А. Брандуков, К. Н. Игумнов. Специально для квартета написали свои сочинения М. М. Ипполитов-Иванов («Сюита на армянские темы») и Г. И. Литинский («Вариации на армянскую тему»).
Уже в конце 1930-х годов коллектив приобрёл высокую репутацию общесоюзного масштаба, выиграв в 1936 году конкурс СК СССР и разделив первую премию в 1938 году на Всесоюзном конкурсе струнных квартетов. В том же году участники коллектива получили звания заслуженных деятелей искусств Армянской ССР, в 1945 году — народных артистов Армянской ССР. В 1953 году квартет стал первым в послевоенные годы советским музыкальным коллективом, выехавшим на гастроли за пределы СССР


С удовольствием прочла. Надо же журнал вышел тогда, когда меня еще не было
"квартет? а сколько человек?"

Напомнило другой музыкальный анекдот.

Дирижёр придирается к оркестрантам, едко комментирует игру, оскорбляет солистов.
Наконец, барабанщик не выдерживает и выдаёт на форте долгую дробь.
Дирижёр, в гневе:

- КТО ЭТО СДЕЛАЛ??
С добрым утром!

- Почему вы хотите развестись?
- У меня больше не осталось никаких поводов ссориться с мужем.
Доброго утра! Лёгкого понедельника! Замечательного настроения!
С добрым утром!

На исповеди:
— Господин пастор, моя жена уехала на выходные, и я переспал с горничной.
— Сколько раз?
— Что значит — "Сколько раз?" Я тут исповедаться пришел, а не хвастаться!))