Весенняя "Оттепель"

В Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит один из главных выставочных проектов года - "Оттепель", посвященный одноименному периоду советской истории и искусстава между 1953 и 1968 гг.
В экспозицию вошло порядка 500 экспонатов из  государственных и частных собраний, включая Третьяковскую галерею, Русский и Исторический музеи и Институт русского реалистического искусства.
Оттепель — это целая эпоха и состояние умов, и потому несводима к нескольким именам или явлениям — именно так на нее и смотрят кураторы, проделавшие огромную исследовательскую работу. Именно поэтому в архитектуре выставки нет единого центра. Точнее, он есть, но представляет собой открытое пространство — «площадь Маяковского», вокруг которой расположены шесть тематических разделов: «Разговор с отцом», «Лучший город земли», «Международные отношения», «Новый быт», «Освоение», «Атом — космос», «В коммунизм!».




01.Общий вид выставки.
Как писал Анатолий Гречин:
"Бродит публика по залам,
Смотрит вазы и картины..."


02. В центре экспозиции - портрет Маяковского, проекторы демонстрируют на стены фрагменты художественных и документальных фильмов


03. А это один из фильмов, посвященный поэтам-шестидесятникам.
Правее какие-то ткани, сейчас посмотрим


04. Модные ткани тех лет


05.Переносные радиоприемники "Спидола" (Spidola) и "Атмосфера" , 1962 год
Радиоприемники "Спидола" очень ценились.
Мой знакомый Дюдюк, еще в школьные годы,спекульнул на курорте Черноморского побережья Кавказа папиной "Спидолой", да так, что до сих пор  вспоминает с наслаждением, чего и сколько он прикупил на вырученные деньги

06. Машинка швейная ручная, КЛ 2м, 1963, (Подольский механический завод)

07. Образец бытовой посуды "второй половины ХХ века"


08. Образцы советской рекламы 60-х годов - электробритвы , сигарет "Лайка", пылесоса

09.В эти годы активно велось строительство
 Знаменитая картина   Ю.И.Пименова "Свадьба на завтрашней улице", 1962

Из оценок критиков: "Эта картина— бесценное свидетельство эпохи «оттепели».
Художнику были дороги будни большого города.Особое внимание он уделяет новым районам Москвы. С неподдельной нежностью художник наблюдает, как они рождаются и обживаются. «Я люблю эти новые кварталы больших городов; в их незаконченности, даже в неполадках живет молодая душа новизны» .Это настроение он постарался передать в картине «Свадьба на завтрашней улице». По дощатому настилу идет пара молодоженов — невеста в белоснежном платье и легких туфлях и жених в черном костюме с букетом в руках. За ними по ухабам движется процессия, состоящая из их друзей и близких. Вдали видны трубы завода, чуть ближе — подъемные краны, машины, возвышаются белые корпуса новых домов, кое-где видны люди — не то рабочие, не то жители этой будущей улицы. Все они как будто замерли, приветствуя новую семью, движущуюся на зрителя.
Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни."

10.Н.Ф.Новиков. "Юго-запад.Окраина, Утро", 1964

В похожий дом (этажей только больше) микрорайона Очаково, что на юго-западе Москвы, мы переехали в 1968г. Сколько было радости.Это потом мы доперли, что добраться до ближайшей станции метро -  целая проблема.
Тогда была окраина, так и сейчас осталась окраина. Хотя географически, с учетом Новой Москвы, это почти центр.
Надеюсь, что к Юбилею нашего освоения Очакова (в следующем году исполняется 50 лет ) откроют одноименную станцию метро . Впрочем, сидеть и ждать  столько лет я не мог, и перебрался поближе к метро, как говориться "если гора не идет к Магомеду, то Магомед ...объявляет ей джихад" (шутка такая).
Зарисовка про Очаково

11. Д.М.Бальтерманц, фотография "Прорубают" о строительстве проспекта Калинина (Нового Арбата).
В народе было и еще одно название проспекта Калитнина -"вставные челюсти"


12.Ю.И.Пименов, "Дождь"


13.Ю.И.Пименов "Бегом через улицу", 1963


14.Фотозарисовки из жизни города. Правое фото "Последние известия".
Почти, как сейчас, новости можно было узнать на улице - тогда из газет на стендах, сейчас по смартфону.


15.Ю.И.Пименов "Район завтрашнего дня", 1957


16. А эта скульптура тоже на производственную тему, как называется не знаю, но напомнила мне что-то из школьного учебника - "Маша мыла раму" .


17. Группой "портрет" сотрудников Института физических проблем и членов семьи П.Л.Капицы,
автор Г.В.Куприянов,1964
Подарок П.Л.Капице к 70-летию


1-ый ряд: Н.М.Минаков, А.П.Капица, С.П.Капица
2-ой ряд: И.М.Халатников,Е.М. Лифшиц, Н.Е.Алексеевский, В.В.Арефьев, А.И.Павлов
3-ий ряд: Л.Д.Ландай, П.Л.Капица, С.П.Капица
4-ый ряд:П.Е.Рубинин, С.П.Околесков, А.С.Боровик-Романов, А.А.Абрикосов,М.С.Халкин,М.П.Малков, А.И.Шальников, С.И.Филимонов
5-ый ряд:Л.П.Питаевский, В.И.Перевозчиков, С.А.Яковлев,Л.П.Горьков,А.А.Вайнштейн

18. Для тех, кто соскучился, можно посмотреть запись со съезда КПСС с участием Н.С.Хрущева


19.В наших журналах стали появляться красивые зарубежные автомобили и модные тетеньки. Мы начали морально "разлагаться"
Об одном таком "разложении"  я уже писал - выставка "Туризм и отдых в США


20. Плакаты, посвященные Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 г.


21.Часть экспозиции посвящена космической тематике.
Юрий Гагарин с газетой "Комсомольская правда", 1961 г.


22. Фото "Встреча Юрий Гагарина", 1961, Ленинский проспект, Москва


23. Как же в космос без конструкторов !
И.Г.Степанов "Конструкторы", 1967


24. Первый искусственный спутник Земли, справа картина Л.С.Щипачева "Русская березка на луне",1961.
За спутником - картина В.Д.Нестерова "Земля слушает"


25.Вот эта картина крупным планом.
Мне это больше напомнило композицию на любовно-производственную тему :"она любит его , а он любит станок космос" :)


26. Модель атомного ледокола "Ленин"

27. Т.Т.Салахов "У Каспия"


Кажется, я теперь знаю, как выглядит занятие "бить баклуши"

28.На переднем плане Н.А. Силис "Портрет Пабло Пикассо", 1957
На заднем - "Реквием", 1962.
Из информ. таблички выставки:"Похороны Ленина" постоянный сюжет соцреализма. Э.М.Белютин решил интерпретировать этот сюжет в манере близкой к экспрессионизму и абстрактной "живописи действия". Второе название - "Реквием"- при всей его патетике указывает на музыкальный аспект: фигуры людей едва различимы в учащенном ритме контрастных цветовых мазков. Сочетание модернизма и советской идеологии - это личная "коммунистическая" утопия художника, которая имела распространение в некоторых кругах ранних шестидесятников. Однако несмотря на обреченность своего эксперимента, Белюстин предвосхитил полистилистику несовпадения и смешения языков в культуре постмодернизма."


29.Ф.П.Решетников, триптих "Тайны абстракционизма", 1958

Из инф. табл выставки: "В 1956 г. впервые после 22-летнего перерыва открыл свой павильон на Венецианской биеннале. Следующая биеннале  уже ярко освещалась в советской прессе: абстракционизм, представленный в павильонах других стран, критиковался как "маразм буржуазной культуры и бесстыдное шарлатанство".
На этой волне критики,Ф.П.Решетников создает карикатурно-шаржевый триптих. В левой части автор напоминает зрителям скандальную легенду полувековой давности, когда группа художников выставила картину, написанную якобы хвостом осла. . В правой - фантазирует о разных техниках абстракционистов. В центре триптиха - абстракционисты гонят прочь из Венеции Великих итальянских мастеров."

30.Картины слева направо:
А.Ф.Панкин "Взаимодействие", 1957; Л.Д.Грибков "Поссорились", 1962; Э.М.Белютин "Женщина с ребенком", 1958

Вспомнилась мне цитата из фильма "О чем говорят мужчины":
"Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма...
Пятый этаж - «Современное искусство». Захожу...
Смотрю, висит картина - «Желтый параллелепипед». Подпись: «Желтый параллелепипед».
Я думаю, ну, вообще-то сто лет назад, Малевич что-то в этом роде уже нарисовал, тема закрыта.
Ладно, иду дальше.
Два треугольника красный и синий. Подпись: «Два треугольника - красный и синий».
А я-то думаю, что это? А это, оказывается, два треугольника.
Иду дальше, смотрю - куча мусора, обнесена веревочкой, и подпись: «Куча мусора».
Дальше я легко угадывал названия.
Ну, иду дальше, смотрю...
...туалет... ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает».
Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?
Так... и что оказалось? -Не знаю.
А я подумал, туда же все равно писать нельзя, потому что...
либо туалет не работает - закрыто, нельзя, либо, ты н@ссышь в произведение искусства...
...прямо художнику в душу.
И пошел искать произведение искусства под названием «Туалет работает»."

31.Е.Г.Михнов-Войтенко "Карнавал", 1960. (размер примерно 1м х 2м)
Из инф табл вытавки: "В то время художник увлекался абстракным искусством, создал серию крупноформатных картин, которую назвал "тюбиками": краску на холст он наносил без использования кисти."


Такую штуку я встречал у окулиста для проверки цветоощущения.

32. Вот и заканчивается "Оттепель"
Ф.Э.Ниеминен "Тяжбуммашевцы", 1969г.

Из инф.табл. выставки:"В картине на производственную тему представлена очень необычная сцена. Рабочие Тяжбуммаша" (Петрозаводского завода тяжелого бумагоделательного оборудования) изображены в состоянии оцепенения и глубоких раздумий. Возможно, они готовятся к политинформации или уже провели ее на своем предприятии. Второе название картины - "Танки 1968"- поясняет их состояние. Ввод советских войск в Чехословакию обозначил раскол в социалистическом лагере и поколебал идею пролетарского интернационализма. За этой немой сценой могут последовать "правильные" выводы и "правильные" действия, но пока что герои не проявляют эмоций, а вместо прямого высказывания художник предпочел сделать "картину-вопрос", повисающий в воздухе.

33.Оттепели то приходят, то уходятт, а сплетницы остаются
Фарфоровая миниатюра "Сплетницы", 1960


Интересное мероприятие, чтобы поностальгировать или вспомнить "голопузое" детство.

Продлится выставка до 11 июня, цена 400 р., 200 р.(для льготников) за билет и бесплатно по средам.

Картины все узнаваемые. Интересная выставка.
А сегодня открыли метро Раменки. Мы 6 лет назад жили в доме, который стоит прямо у станции)
Доброго утра! Отличной пятницы! Прекрасного настроения!
Хорошего дня и отличного настроения!
С добрым утром!
Позитивного и легкого завершения трудовой недели:))))
Доброе утро!
Отличного пятничного дня!