Джоржде Марьянович

Сегодня исполняется 85 лет сербскому певцу Джордже Марьяновичу.  В далеком 1972 г. мне посчастливилось оказаться на концерте "Звезды югославской эстрады". Предлагаю вниманию коллаж из открыток артистов, единственную фотографию с концерта, которая у меня более-менее получилась и воспоминания А.Гречина об этом концерте (мы сидели рядом). Оригинал взятuncle_pafnutiy

30 октября 1931 год родился сербский певец и композитор Джордже Марьянович

Марьянович-1.jpg

В конце июня 1972 года  на гастроли в Москву приехал Джордже Марьянович. Вместе с ним выступали : Мики Евремович, Лео Мартин, Радмила Микич и другие.

Итак: Москва, Дворец спорта Центрального стадиона им. В.И. Ленина, Лужники, 24 июня (суббота) 1972 года, концерт «Звезды югославской эстрады», 13-00.
«Всякие попадаются зрители»
                          Из воспоминаний Анатолия Гречина


Эпизод  - как Джордже  Марьянович  «пел для меня»*

Во время своего концерта Джордже Марьянович с микрофоном в руке обычно спускался со сцены по ступеням к зрителям в партер и пел, подходя близко к сидящим в первом ряду.



Фото, сделанное мной (Дед Пафнутий) во время концерта 24.06.1972

Так как я сидел в первом ряду, Марьянович на этот раз избрал меня своей «жертвой». Вероятно, для него стало однообразным петь перед молоденькими девушками**. Он подошел весьма близко и, наклонившись ко мне, пел так, что лицо его было перед моим лицом. В зале было затемнено, и только яркий круг  голубоватого света был направлен на певца, захватывая и того, перед кем стоял певец. Он пел, глядя на меня в упор. Пел, как мне показалось, для меня одного в многотысячном Дворце спорта. Не скажу, однако,  чтобы мне это было очень приятно. Я сделал жест рукой, указывая Марьяновичу на сидящую по соседству хорошенькую девушку, которая несколькими минутами ранее преподносила ему цветы и теперь смотрела на певца если не влюбленными, то,  по крайней мере, восторженными глазами. Марьянович пел не отходя . Я сказал ему с улыбкой: « Вы лучше пойте для девушек» и еще раз указал в сторону той же поклонницы. А Марьянович, когда повернулся, то пошел, продолжая петь, не к девушке, а в сторону сцены.


Марьянович-1.jpg


Об искренности  артиста и моей

Надо сказать, что если Джордже Марьянович был, как артист, исключительно искренен перед зрителем, то я как зритель не мог быть искренен с артистом, я не желал взглянуть ему в глаза – вот чего я не желал!
Как зритель, несколько размягченный искусством и стремленьем понять существо артиста и проникнуть в его внутренний мир, я расслабил всю собранность личности, все свои, так сказать, оборонительные рубежи. Изучение творчества походило на разведку с моей стороны, а Марьянович шел в контратаку на зрителя. Я же не хотел открывать перед ним свою душу, хотя и не знаю, увидел ли бы он это и понял ли что-нибудь из того, что увидел, но я опасался, что он и увидит, и поймет лишком много.
Во-первых, хотя это и наименее важное, я,  в общем-то, не люблю искусство западных славян ( и при этом мне понравилось его выступление!) Я опасался, что он поймет это, а мне не хотелось обидеть артиста и гостя в нашей стране.
Во-вторых, и это важнее – я сознаю себя в какой-то мере критиком и хотел бы встретиться с артистом на каких-то равных правах***, а здесь в зрительном зале, я был для него случайным зрителем. И взгляд критика у случайного зрителя показался б артисту враждебным. Я не хотел, чтобы он увидел, что я не зритель, а критик, и оценка его выступления еще не сложилась.
В-третьих -  и это важнее всего – у каждого человека есть симпатии и антипатии. Я совсем не знаю его. Я не могу полюбить артиста только за его выступление. Если он любит то, что я ненавижу, такой артист может мне не понравится. Я не хотел, чтобы он увидел и это.
Итак, я не хотел, чтобы он увидел и это.
Конечно, вряд ли Джордже Марьяновичу запомнится эта «встреча» со зрителем, но мне показалось, что он мой недоволен, так как, естественно, понять зрителя почти невозможно, если зритель замкнулся. Мне показалось, что Джордже Марьянович  подумал нечто вроде : «ну, что ж ? всякие попадаются зрители!»

Оценка искусства и  благодарность за творчество

Без сомнения,  Джордже Марьянович, пользующийся большим успехом у публики, обладает прирожденным талантом и к тому же он хороший артист, даже очень хороший артист. Конечно, он не оперный певец, он артист эстрады. Но лучше быть отличным артистом эстрады, чем второстепенным оперным  певцом. На меня он произвел очень хорошее впечатление. Во всяком случае, слушать его значительно приятнее, чем многих наших. Тембр его голоса намного приятнее. В песне – душа народа. И Марьянович, и Мики Евремович, и Радмила Микич прекрасно передают песенный сербский фольклор. Его движения, мимика, слова – сливаются в единое целое с песней. И он нигде не фальшивит, а в этом – большое искусство, требующее и высокой культуры, и чувства такта художника.
Каждое его выступление – это исполнение им целой роли, он живет в создаваемых образах, и мне кажется, что после каждого выступления артист должен чувствовать большую усталость. Говорят, что это так и есть.
Артист отдает все силы искусству, и за такое искусство зритель, естественно, всегда благодарен артисту. После концерта я в течение нескольких дней находился под впечатлением близости к такому искусству. Вполне понятно, что встреча  с  Джорджем Марьяновичем относится к незабываемым встречам. Неудивительно, что зрители не раз посещают его концерты, мне также хотелось бы снова увидеть его. Возникает желание написать ему письмо, поблагодарить его за его песни, за творческую искренность, за его искреннее творчество.
____________________________
Прим. Деда Пафнутия:
*  Ваш покорный слуга также был на данном концерте
**Джоржде Марьянович очень любил на концерте подходить к пожилому человеку  и петь для него, в данном случае выбор певца неслучайный
***За свою жизнь А.Гречин был знаком с писателем Андреем Белым, музыкантом Михаилом Тэрианом, Героем Советского Союза Константином Самсоновым   ( о которых я уже рассказывал) и многими другими о которых  еще предстоит рассказать. Отсюда и желание пообщаться с Джордже Марьяновичем, так сказать "на равных".



Ух ты! А я его только по пластинкам знала. Но вообще (теоретически понимаю) - если к тебе подошёл артист во время выступления, то вы не один на один с ним. Ещё и весь зал на вас смотрит. Конечно, неуютно становится... Ему то привычно, а зрителю каково?
Перед тем, как выложить пост, я кое-что из его песен на youtube посмотрел. Получилось, как в анекдоте про елочные игрушки, которые вроде такие же, как были в детстве, но ощущения не те.
А с массовыми мероприятиями у меня тоже были"проблемы" - хоккей очень любил (смотреть), а очки не очень( если быть более точным - совсем не носил, это при -3), поэтому шайбу во время игры не видел. А на стадионе повторов не бывает (
Да и пел не под фонограмму...Не то что современные певуны:(
Замечательные воспоминания)
Эх, что-то не помню его песни, хотя вроде что-то всплывает в памяти )
Перед тем как выложить пост, я на youtube несколько его записей посмотрел, немного в памяти обновил, но все равно столько лет прошло...
Доброго утра! Лёгкого понедельника! Прекрасного настроения!
Доброе утро!
Утро прекрасное время суток, которое дарит вдохновение на весь день.
Доброе! Пусть оно начнётся с прекрасного настроения и бодрого вдохновения, с великим зарядом положительной энергии и целеустремлённостью к мечтам :)
Ничего страшного:) В 70-х "самыми западными" эстрадными исполнителями, приезжавшими на гастроли в СССР, были Югославы, это уже в 80-х к нам стали приезжать итальянцы (Тото Кутуньо, Пупо, Рики э Повери и др), а потом уже и все остальные.
а я и не помню такого певца...вернее, имя знакомое, но песни..нет, не помню.
Когда пост готовил, специально на youtube зашел, чтобы "освежить" воспоминания.Сколько времени прошло.В 70-х "самыми западными" эстрадными исполнителями, приезжавшими на гастроли в СССР, были Югославы, это уже в 80-х к нам стали приезжать итальянцы (Тото Кутуньо, Пупо, Рикки э Повери и др), а потом уже и все остальные.
С добрым утром!

Самая лучшая подушка безопасности – это моя подушка в кровати. Мне с ней вааще так безопасно!)