Дед Пафнутий (uncle_pafnutiy) wrote,
Дед Пафнутий
uncle_pafnutiy

Categories:

Богоявленский храм в Калязине


В прошлом году у меня было около 10 постов о Калязине. Завершающим был пост "Вокруг да около колокольни", в котором даны  ссылки на  все предыдущие посты.  Рассказы в основном  касались центральной  части города, я даже «добрался» до Горбатого моста через Жабню, по которому можно попасть на Заречную часть города (Свистуха). Сегодня мы продолжим путешествие и посетим  Богоявленский храм на Свистухе.

Храм Богоявления построен в 1781 году.
Пока  в здании храма располагается Историко-краеведческий музей (о переносе музея в гражданское здание подробности ниже), созданный в 1920-е годы Иванов Фёдоровичем Никольским (начало его коллекции положили спасенные реликвии из закрытого тогда Троицкого монастыря).



1.

Богоявленская церковь была построена в 1781 г. по ходатайству жителей Свистушенской слободы (сейчас "Свистуха" или Заречная часть города) на высоком берегу при впадении р. Жабни в Волгу. Бывшие прихожане Христорождественской церкви, свистушенские жители направили преосвященному Арсению, епископу Тверскому и Кашинскому, прошение "со изъяснением, что означенная церковь состоит при Колязине монастыре, а они просители жительствуют на другой стороне реки Волги, чрез которую за разлитием как в осенние так и вешние времена воды к тому ж и за случающимися бурями происходит им во всяких приключающихся до оной церкви необходимых требах великая остановка; и так по долгу христианскому положили они обещание построить в той их Свистушенской слободе в назначенном по плану сорок третьем квартале каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом святого пророка Илии..." Епископ обратился с доношением в Святейший Синод и 18 июля 1779 г. по Указу Ее Императорского Величества разрешение на строительство церкви было получено.
[продолжение]
В приходе новой церкви состояло тогда 80 крестьянских дворов. Позднее в церкви устроили третий придел, посвященный Усекновению главы святого Иоанна Предтечи. Наибольшим почитанием пользовался придел святого пророка Илии так, что и вся церковь обыкновенно называлась Ильинской. К концу XIX в. церковь украсилась новым четырёхъярусным иконостасом замечательной работы. Церковная звонница состояла из шести колоколов, главный из которых весом 152 пуда отлит в 1843 г. в Ярославле на заводе купца 1-й гильдии Порфирия Оловянишникова мастером Семеном Горошковым.


К 1915 г. Богоявленская церковь обслуживала, кроме 3-й части самого Калязина, еще шесть окрестных деревень и число ее прихожан достигало 1650 человек. К церкви были приписаны одно городское и одно земское училища.

Свыше 30 лет прослужил в Богоявленской церкви священник Алексей Михайлович Каниловский, пожалованный за отлично-усердную службу скуфьей, камилавкой и наперстным крестом. Член благочиннического совета отец Алексей неоднократно направлялся депутатом на съезд духовенства Кашинского училищного округа и дважды председательствовал на этих съездах. С 1872 г. он трижды избирался гласным городской думы от духовенства.

После смерти Каниловского, последовавшей в январе 1886 г., место священника занял его зять, Алексей Петрович Ушаков, служивший до того священником с. Бобова Кашинского уезда. За время своей более чем 20-летней священнической деятельности Ушаков был награждён скуфьей, камилавкой, имел благодарность от Попечительства о бедных духовного звания. Кроме службы при церкви, он состоял законоучителем Ильинского приходского мужского и Ильинского начального женского училищ, заведовал санитарным участком, был членом комитета по сбору пожертвований на нужды пострадавших от неурожая, смотрителем калязинской свечной лавки, кандидатом в гласные городской думы.

После него в течение трех лет сменилось три священника и лишь в 1912 г. настоятелем был назначен Владимир Александрович Петропавловский, бывший до того священником с. Сандунова Корчевского уезда, а с 1894 г. - священником с. Красного и законоучителем Красносельской церковно-приходской школы Плещеевской волости. После окончания Тверской духовной семинарии отец Владимир священнослужительствовал более 20 лет, заведовал санитарным участком, состоял в должности сотрудника при духовном следователе 2-го участка Калязинского уезда, был награжден скуфьей. В Калязине он состоял членом отделения епархиального училищного совета и попечителем богадельни А.И. Заботиной в 3-й части города.

Более 30 лет служил при Богоявленской церкви диакон Николай Иванович Завьялов. После окончания в 1885 г. Кашинского духовного училища, он был определен псаломщиком Богоявленской церкви, а в 1896 г. рукоположен в диаконы. В семье Завьялова было 15 детей: Елизавета, Иван, Николай, Александра, Александр, Валентина, Павла, Конкордий, Валерьян, Иоанн, Елена, Александра, Мария, Тамара и Ольга. Жена Елена Александровна. В мае 1918 г. дьякон был арестован, а в сентябре расстрелян за участие в майском контрреволюционном выступлении.

Постоянными благотворителями и попечителями церкви были купеческие семейства Коровкиных и Охлобыстиных. Староста Богоявленского храма городской голова Иван Алексеевич Коровкин за пожертвования на церковные нужды был награжден в 1900 г. золотой шейной медалью "за усердие" на Аннинской ленте. Отец его и близкие сородичи были похоронены на Введенском кладбище.

Купец Иван Егорович Охлобыстин также отличался заботами об украшении церкви, за что в 1868 г. был пожалован серебряной шейной медалью "за усердие" на Станиславской ленте. Его сын Дмитрий за пожертвования в пользу церкви в 1900 г. был удостоен золотой медали для ношения на шее на Аннинской ленте. Другой его сын, Николай Иванович, кроме попечения о нуждах церкви, завещал крупную сумму денег на строительство дома для Ильинских училищ. В ознаменование заслуг перед церковью во Введенском храме ему была установлена памятная плита с надписью - "строителю храма Введения".
(По материалам сайта города Калязина. и издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007.)

2.


Церковь Богоявления расположена на небольшой площади в северо-восточной, самой высокой части города (бывшей Свистушинской слободе), на правом берегу Волги.
[подробности]
Церковь построена на средства прихожан в 1777-1789 гг.; в 1781 г. был освящен придел Ильи пророка, в 1789 — главный престол. Четырехъярусная отдельно стоящая колокольня сооружена в 1791 г. В 1-й пол. 19 в. был устроен второй придел — Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1865 г. по проекту местного учителя рисования Носова вокруг прямоугольного церковного участка была возведена каменная Богоявления Господня церковь. План.ограда со Святыми воротами (не сохр.), поставленными по оси колокольни. Трехчастные арочные ворота с пилонами, украшенными колоннами, завершались пятью главками. В северное прясло ограды был включен одноэтажный дом причта (не сохр.), построенный, вероятно, в 1-й пол. 19 в. Из метрики 1887 г. известно, что церковь к тому времени еще не была расписана; главный иконостас, поставленный в 1877 г., был деревянным четырехъярусным; в трапезной находились два одинаковых иконостаса — одноярусные, окрашенные в зеленый цвет. В нижнем ярусе колокольни располагались ризница и архив. В 1897-1898 гг. на средства церковного старосты Ивана Алексеевича Коровкина и купца Дмитрия Ивановича Охлобыстина по проекту и под наблюдением епархиального архитектора В.И. Назарина первоначальные своды, два крестообразных в сечении столба и западную стену трапезной разобрали и сложили четыре новых столба, новые своды, а с запада сделали пристройку, объединившую трапезную с колокольней. При этом было заложено по одному окну на южном и северном фасадах трапезной. Вероятно, тогда же было выполнено существующее декоративное убранство фасадов храма и колокольни. Новые иконостасы для трапезной были заказаны резчику и позолотчику Калязинскому купцу М.В. Шишкину. В кон. 19 — нач. 20 в. церковь была расписана.

С 1937 г. в здании церкви располагается Калязинский краеведческий музей. В советское время были заложены северный и южный входы, а также центральный и южный проемы, связывающие храм и апсиду. Четверик разделен деревянным перекрытием на два этажа.

В 1967-1969 гг. проводились ремонтно-реставрационные работы по проекту архит. В.П. Беркута (трест «Мособлстройреставрация»). В ходе работ церковь внутри и снаружи заново оштукатурена и побелена, отремонтирована кровля, стены внутри покрашены масляной краской, отреставрированы сохранившиеся фрагменты настенной живописи, сделан новый дощатый пол. Стены храма сложены из кирпича и оштукатурены, цоколь — белокаменный.
Ценный памятник культовой архитектуры кон. 18 в., сохранивший объемную композицию, характерную для своего времени, и обладающий эклектичным наружным декором, возможно, отчасти повторяющим формы первоначального убранства. Расположенная на возвышенном месте, церковь является одним из главных вертикальных акцентов в панораме города

3.


4.


5.


6.

Пока в здании храма находится Калязинский краеведческий музей

7.

Две вывески при входе в музей

О музее
 Музей основан в 1920 г., ныне расположен в здании Богоявленской церкви, построенной в 1781 году. В экспозиции и фондах хранятся архитектурные, керамические, скульптурные фрагменты и росписи Калязинско-Троицкого монастыря, а также образцы прикладного искусства XVIII–XIX веков. В 1990 году открылась новая экспозиция музея.
[продолжение]
В первом отделе экспозиции посетители могут познакомиться с природно-климатическими особенностями края, с животным и растительным миром. Отдел археологии рассказывает о поселениях первобытного человека на территории Калязинского района, о возникновении города Кснятина (1134). Здесь представлены археологическая карта района, каменные орудия труда, фрагменты керамических сосудов, каменные топоры, украшения, наконечники стрел из камня и кости.

Следующий отдел экспозиции посвящён истории возникновения и развития Троицкого Макарьева мужского монастыря. Здесь представлены фрески со стен монастыря XV в., технология их создания, развитие ремёсел XV-XVII вв. и др.

В начале XVII в. Калязинская земля стала ареной ожесточённой борьбы против иностранной интервенции. Здесь произошла битва русских войск под предводительством князя М.В. Скопина-Шуйского с поляками. Боевой дух того времени доносят до нас набатный колокол, оружие (алебарды, секиры, наконечники копий), кольчуга, пушки и ядра.

Строительство водной Вышневолоцкой системы в эпоху Петра I дало толчок развитию ремёсел и торговли. Модель волжской барки, якорь, судовые пушки рассказывают о развитии судоходства. Изделия кузнецов, расписные изразцы говорят о местных умельцах. Привлекают внимание образцы тканей, вышивки и золотного шитья XVIII в. На всю Россию славились калязинские кружева, они охотно покупались в обеих столицах. Все предметы дворянского обихода поступили в музей из поместий Калязинского уезда.

Три раздела экспозиции – «Калязинский край в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны 1917-1921 гг.», «Калязинский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Возрождение народного хозяйства в 1941-1961 гг.» –  о калязинцах — участниках Великой Отечественной войны, о послевоенном развитии города и района, его культурных традициях, о заслуженных людях – уроженцах Калязинского района.

Завершает экспозицию комплекс материалов о создателе и директоре музея Иване Фёдоровиче Никольском и его деятельности. В 2002 г. Калязинскому краеведческому музею было присвоено имя И.Ф. Никольского.

Регулярно в музее устраиваются экспозиции, демонстрировавшиеся на крупных российских и международных выставках. Ведётся работа по исследованию заброшенных местностей, старых кладбищ, помещичьих усадеб. Ежегодно музей проводит научные конференции, на которых выступают учёные крупных российских вузов, сотрудники музеев, краеведы. Их основной задачей являются научные исследования, открытия на благо калязинской земли. Музей выпускает сборники докладов по итогам краеведческих чтений.
В настоящее время в Музее проходит выставка "Дивное узорочье" (предметы декоративно-прикладного искусства из собрания музея) к 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского.

Надеюсь, что мне удастся посетить эту экспозицию и сделать репортаж.
Возможно, что это последння экспозиция в помещении храма, так как в планах переезд Музея  в Дом купцов Полежаевых (построен в начале XIX века), что  на улице Московской (Карла Маркса) в центральной части города. Реставрационные работы и подготовку помещений для экспозиций проведут в 2021-22 годах.

8.
DSC_9018-1.jpg
Туристическая часть города, улица Московская (Карла Маркса), Дом купцов Полежаевых (справа), фото 2020 года, реставрация еще не началась.

"В 2021-2022 годах запланировано проектирование и проведение работ по восстановлению. <...> После реставрации в Доме купцов Полежаевых будут развернуты обновленные экспозиции краеведческого музея", - говорится в сообщении на сайте облправительства.
Ориентировочная стоимость реставрационных работ составит около 150 млн рублей, на эти средства обновят внутреннюю и наружную отделку здания, заменят коммуникации, благоустроят прилегающую территория, которая станет частью туристического квартала города Калязина. "Сейчас разрабатывается концепция новых экспозиций Калязинского краеведческого музея. Планируется разместить здесь разделы об археологии Верхнего Поволжья, историческую часть, посвященную Свято-Троицкому Макарьеву монастырю, усадебной жизни Калязинского уезда, этнографии Калязинского края, местным промыслам", - отметили в пресс-службе.

9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.

Берег Волги

21.

Вдали Калязинская  колокольня. Идут реставрационные работы.

22.
DSC_4493.jpg
Эх, прокачу!

23.

Фото из сети.
Вид с Волги на Богоявленский храм. А катер, действительно, на ходу.

24.

Одуванчики на берегу Волги.

#калязин #архитектура #архитектураповторникам #храм #церковь #волга #весна

Tags: #архитектура, #архитектураповторникам, #весна, #волга, #калязин, #храм, #церковь, Калязин, Путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →