Дед Пафнутий (uncle_pafnutiy) wrote,
Дед Пафнутий
uncle_pafnutiy

Categories:

"Горбатый мост" в Калязине


Создателям сериала «Новенький» (подробности Кто на "Новенького"?) приглянулось скромное сооружение через реку Жабня в Калязине - "Горбатый мост", и все серии, по крайней мере первого сезона, начинаются на этом мосту и видами этого моста.

"Горбатый мост" построен в 1935 году, соединяет  Калязин и Заречную часть города, которая местными жителями прозвана Свистухой.

Это сооружение представляет собой спаренный железнодорожно-автомобильный мост, заметный издалека своими характерными арками несущих конструкций, за которые он и получил свое прозвище. Легенда гласит, что  при строительстве были использованы рельсы, выплавленные на сталелитейных заводах Демидова еще в конце 19-го века. Автомобильная проезд на мосту появился гораздо позднее.

1.
Кино1.jpg
Фото отсюда

Мост является составной частью железной дороги Савелово-Калязин-Углич. По данному участку в течение суток курсирует местный пассажирский (рабочий) поезд, прозванный "ковбойским", так  как в его составе обычно не более двух вагонов. Практически до конца прошлого века по участку ходил поезд "дальнего следования" Москва-Углич, отправлением из Москвы (Савеловский вокзал) 23.57 и обратно Углич-Москва, отправлением из Углича около 8 утра. Поезд состоял примерно из 12 вагонов - 1 купейный, 9-10 плацкартных и 1-2 в общих. Вот в эти два общих вагона и набивались на выходные все дачники и рыболовы.

Немного истории
В конце 19 века  Дума города Углича ходатайствовала о проведении железной дороги от Калязина к Угличу.
По этому поводу городской голова и гласный думы встречались с Ярославским губернатором Борисом Владимировичем Штюрмером, затем в Москве встречались со строителем железной дороги Саввой Ивановичем Мамонтовым, который объяснил, что в настоящее время эта дорога нерентабельна.

В 1905 году по просьбе Калязинской уездной земской управы и городского правления был готов проект железной дороги, разработанный студентами инженерного училища под руководством опытного инженера Э.Бандровского, в двух вариантах:
Вариант №1: Савёлово-Стрельчиха-Скнятино-Калязин-Углич-Мышкин, проект также предусматривал строительство железной дороги в направлении Кашина с мостом через Волгу.
Вариант №2: был короче, а следовательно дешевле, он проходил через Савёлово-Кашин, при этом минуя Калязин, Углич и Мышкин.
Несмотря на формальное одобрение проекта дороги по первому варианту, практическое его осуществление было отложено на неопределённое время в связи с начавшейся русско-японской войной ( 1904-1905 гг ) и разразившейся в стране первой русской революцией ( 1905-1907 гг ).

17 декабря 1906 года в борьбу за строительство железной дороги вступает Угличская уездная земская управа.Как ни убедительны были доводы калязинцев и угличан, окончательного решения не было до конца первого десятилетия.

По утверждению членов Петербургского общества угличан, созданного по инициативе Л.Ф.Соловьёва и официально зарегистрированного МВД России 21 ноября 1900 года, именно Соловьёву принадлежала идея о строительстве железной дороги на Углич.
В 1911 году Леонид Фёдорович Соловьёв добивается Высочайшего разрешения на проведение изыскательских работ по линии станций Талдом-Рыбинск. Воодушевлённый своим успехом, в интервью газете "Угличская мысль", он сказал: "Для своей родины и для блага Углича мы сделаем всё, что можем. Железная дорога необходима нам и она будет".

К сожалению, все его усилия по привлечению заинтересованных городов к совместной работе со стороны последних не встретили должного внимания. А вопрос о строительстве железной дороги так и остался нерешённым.
Но в газете "Угличская мысль" №57 за 20 сентября 1912 года в статье "К изысканиям железнодорожной линии Савёлово-Углич" были опубликованы интересные сведения, которые обнадёживали угличан в скором строительстве железнодорожной линии.
Но дорогу всё ещё не начали строить.

В 1914 году калязинцы предприняли попытку убедить высших правительственных чиновников и самого царя тем, что составили письмо Председателю Совета Министров, министрам путей сообщения, финансов и другим, в котором писали: "Встревоженные отсрочкой решения вопроса Верхневолжской железной дороги, составляющей предмет наших семнадцатилетних ходатайств и коей ожидали с весны текущего года, мы жители города Калязина... осмеливаемся почтительно ходатайствовать перед Вашим Высокопревосходительством о содействии немедленного приступа к работе, т.к. всякая отсрочка грозит полнейшей невозможностью дальнейшего существования нашей промышленности и громадным убытком торговли".
16 апреля 1915 года Калязинская земская управа была уведомлена о том, что Верхневолжская железная дорога Кашин-Калязин-Новки и Савёлово-Калязин-Углич правительством разрешена к устройству по совместному ходатайству Калязинского и Угличского земств в том направлении, какое указано в присланном проекте.
Практическое осуществление проекта растянулось на долгие 25 лет. Строительству препятствовала Первая мировая война, затем революция 1917 года. В итоге в начале 20-х годов ХХ века строительство участка Савёлово-Калязин через разъезд Укладка с Москвой, Кашином было завершено. До Углича же железная дорога так и не дошла. Углич отделяли от Калязина 44 км.


В 30-х годах прошлого века во время строительства Угличской ГЭС возникла проблема, как подвозить огромное количество материалов и тяжёлого оборудования. Тут-то и понадобилась железная дорога, т.к. другого способа доставки материалов и оборудования не было. Строительство дороги велось не только быстро, но и экономично. Не видно было, чтобы когда-нибудь шёл порожний состав - всегда только гружёный. Гружёный состав не давали стоять под разгрузкой более получаса. Многие бригадиры отдыхали тогда, когда состав был в пути. За смену делали по 5-6 поездок. Иначе было нельзя - транспаранты призывали: "Строитель! Угличская ГЭС ждёт дорогу!" Строительство железной дороги Калязин-Углич было завершено в 1937 году. (отсюда)

Достаточно быстро было налажено и пассажирское сообщение .

2.
DSC_8918.jpg
По направлению к Угличу. Вдали первая остановка после Калязина - "5 километр".

3.
Кино1.jpg

4.
Кино1.jpg
На мосту следы появления молодоженов, но либо молодоженов мало, либо место непопулярное.

5.

Вот такой вид открывается с  моста.

6.

Здесь  можно хорошо порыбачить.

7.

Порабычил - забери мусор, а то можно получить...санкции.

8.


9.


10.

Под мостом по Жабне постоянно проплывают моторки.

11.


12.


13.


14.


15.
IMG_20200928_133614_1.jpg
Сцена на "Горбатом мосту".
Постер сериала "Новенький", про который я недавно подробно рассказывал в посте Кто на "Новенького"?

16.

Кадр из заставки к фильму "Новенький". Маленькая белая башенка на воде - Калязинская колокольня.

17.


18.


19.

Граффити

20.


21.

С южной стороны тоже рыбачат, хотя это на любителя - рыбачить рядом с памятным венком.

22.

С моста хорошо видна еще одна калязинская достопримечательность рядом с деревней Толстоухово - Радиотелескоп ТНА-1500 (или РТ-64) Калязинской радиоастрономической обсерватории ( D = 64 м,  полноповоротный параболический рефлектор, минимальная рабочая длина волны = 1 см, общая масса = 3800 т, масса зеркала = 800 т),

23.


"Глядится в Жабню серый мост "Горбатый",
снует трудяга-катер взад-вперед,
с причала лихо прыгают ребята
в прохладу желтоватых пенных вод.

Повис над миром купол неба синий,
снимает солнышко тумана грим,
Пусть вечный мир сияет над Россией,
как солнце - на Калязиным моим!"
(Алексей Комлев.  "Песня о Калязине")


#калязин #волга #жабня #сериалновенький #новенький #сериал #мост #горбатыймост #архитектура #архитектураповторникам #река #железнаядорога #железнодорожныймост #мосты #автомобильныймост #поезд #пассажирскийпоезд #кино #фильм

Tags: #автомобильныймост, #архитектура, #архитектураповторникам, #волга, #горбатыймост, #жабня, #желеднаядорога, #железнаядорога, #железнодорожныймост, #калязин, #кино, #мост, #мосты, #новенький, #пассажирскийпоезд, #поезд, #река, #сериал, #сериалновенький, #фильм, Дача, Калязин, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →